Встреча клуба «Волшебный витраж»

30 ноября 2019 года в универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им.Р. Гамзатова состоялась очередная (48-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж».

Для обсуждения были выбраны следующие книги:

Основная книга: Лев Николаевич Толстой, «Исповедь».

Бонусная книга: Александр Романович Беляев, «Продавец воздуха».

Основная книга ноябрьского обсуждения, автобиографическое произведение Льва Толстого «Исповедь», – попытка подвести итог многолетней внутренней работе писателя, выразить новое понимание смысла и значения жизни, выстраданное в мучительных и страстных поисках.

Толстой описывает историю своих духовных исканий: от юношеского нигилизма и неверия до экзистенциального кризиса зрелого возраста, когда писателем, обладавшим всевозможными жизненными благами: здоровьем, признанием, богатством, «доброй, любящей и любимой женой», – овладел ужас перед «драконом» – всепожирающей смертью, делающей тщетными любые человеческие устремления. Толстой рассказывает, что ему пришлось перестать ходить с ружьём на охоту, «чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни». Вопрос, не дававший покоя знаменитому писателю и превративший его жизнь в кошмар, был поставлен с максимальной простотой и честностью: есть ли у жизни смысл, который не уничтожается неизбежностью смерти? Служение искусству, прогрессу человечества, людям теряет всякий смысл без понимания общего значения жизни. Личное развитие, потребление и накопление жизненных благ кажутся бесцельными на фоне мимолётности человеческого существования. Попытки найти ответы на вопросы, занимавшие Толстого, в науке, философии или восточной мудрости оказались тщетными вследствие осознания того, что смысл жизни не постигается размышлением. Лишь обращение к простодушной народной вере стало для писателя исходной точкой, с которой, по новым убеждениям Толстого, началось его духовное исцеление.

Первоначально планировалось поместить «Исповедь» в майском номере «Русской мысли» за 1882 год, однако церковная цензура решительно воспротивилась публикации. Впервые произведение увидело свет в Женеве в 1884 году. Первое полное русское издание вышло в 1906 году.

В качестве бонуса участники встречи обсудили фантастический роман «Продавец воздуха» известного русского (советского) писателя-фантаста Александра Беляева.

За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном». Основным жанром, в котором работал Беляев, была научная фантастика. За шестнадцать лет творчества были написаны семнадцать романов и десятки повестей и рассказов, что делает Беляева самым плодотворным советским писателем, работавшим в этом жанре в первой половине XX века. Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказы «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».

Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия») и воздух («Ариэль»).

Роман «Продавец воздуха» был впервые опубликован в 1929 году в журнале «Вокруг света». Действие романа происходит в Якутии в районе полюса холода. Повествование ведётся от лица метеоролога Клименко. Автор, молодой метеоролог Клименко, направлен в Якутию для изучения изменений воздушных течений Земли, которые стали наблюдаться в последнее время. Вместе со своим проводником и помощником, якутом Николой, он направляется к отрогам Верхоянского хребта. По пути они спасают неизвестного человека, представившегося участником английской экспедиции, который предупредил их об опасности идти по ветру и ушёл, причём именно в том направлении, куда советовал не ходить собеседникам. Однако автор решается найти место, куда дуют постоянные сильные ветра, и переходит за отроги хребта, где обнаруживает кратер вулкана. Ураганный ветер засасывает его и Николу в этот кратер. Дальнейшие события рассказывают о противостоянии Клименко и авантюриста мистера Бейли.

Как биография, так и творчество Беляева после нескольких десятилетий советской «канонизации» (и достаточно слабой освещённости) стали предметами противоречивых суждений. Так, известный российский критик и историк фантастики Всеволод Ревич давал творчеству Беляева резко отрицательную оценку, упрекая автора в слабой проработанности собственно фантастических элементов и социально-моралистического посыла произведений, в конъюнктурной безжалостности к «классовым врагам» и «садизме» по отношению к героям, над которыми производились физиологические эксперименты. Литературовед Борис Мягков, в свою очередь, полагал, что Вс. Ревич, например, не понял нарочито пародийной сущности рассказов о профессоре Вагнере («Человек, который не спит» и другие).

Следующая, 49-я встреча клуба состоится 21 декабря в 14.00.

Книги, выбранные для обсуждения:

Основная: Ирвин Уэлш, «Кошмары аиста Марабу».

Бонусная: Чарльз Диккенс, «Рождественская песнь».

Ждём всех желающих обсудить произведения, биографию авторов, провести время в приятной и уютной атмосфере единомышленников!

Универсальный читальный зал