«Волшебный витраж»

2 февраля 2019 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки им.Р. Гамзатова состоялась очередная, 39-я, встреча книжного клуба «Волшебный витраж». Для обсуждения были выбраны следующие книги:

Основная – «Прощай, оружие» Эрнест Хемингуэй.

Бонусная – «Рассказ лектора» Джеймс Хайнс.

Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго – деревне Ок-Парк (Иллинойс, США). Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать, Грейс Холл-Хемингуэй, была оперной певицей.

В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Сначала был напечатан «Суд Маниту» – сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором. А в следующем номере новый рассказ «Все дело в цвете кожи» – о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Летом 1916, после школьных занятий, Эрнест, стремясь завоевать независимость от родителей, отправляется с приятелем в самостоятельное путешествие в Северный Мичиган. Там он переживает массу впечатлений, которые позднее войдут во многие произведения писателя. После этого лета появится рассказ «Сепи Жинган» – об охотнике из племени оджибуэев, рассказывающем о кровной мести. Все эти первые литературные опыты давались Эрнесту без особого труда, и он решил еженедельно писать репортажи для школьной газеты «Трапеция». В основном это репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твердо для себя решил, что будет писателем.

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету «Стар». Здесь сформировался литературный стиль автора и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.

Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он все-таки сумел попасть на фронты Первой мировой войны в Италии, записавшись шофером-добровольцем Красного Креста. В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Смерть после полудня». На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Шио. Однако почти все время здесь проходило в развлечениях: посещении салунов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго вытерпеть такой жизни и добился перевода на реку Пьяве, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашел способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.

8 июля 1918 Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулеметов и минометов, но остался жив.

Первый настоящий писательский успех пришел к Эрнесту Хемингуэю в 1926 после выхода в свет «И восходит солнце».

В 1953 Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954. В 1956 Хемингуэй начинает работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х – «Праздник, который всегда с тобой», которая выйдет только после смерти писателя.

Он продолжал путешествовать и в 1953 в Африке попал в серьезную авиакатастрофу.

В 1960 Хемингуэй покинул Кубу и возвратился в США.

2 июля 1961 в своем доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.

Основная книга встречи, роман «Прощай, оружие!», вышедший в 1929, – история несчастной любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех – продажам не помешал даже экономический кризис. Роман имеет автобиографические вставки – известно, что Хемингуэй был на фронте и многие события, описанные в книге, происходили именно с ним.

Мнения участников клуба разделились. Среди недостатков назывались плохо прописанные диалоги, слабый женский персонаж, затянутость, знаменитая «техника айсберга». Среди плюсов называлась та же техника, военная тематика.

 Автор бонусной книги — наш с вами современник. Джеймс Хайнс родился в 1956 году в городе Окемос, штат Мичиган. Вырос в городе Биг Рэпидс в этом же штате. Учился в университете штата Мичиган и Айова писательскому мастерству. Преподавал художественную литературу в университетах штата Айова, Мичиганском университете, университете Майами, Гриннелл-колледже и университете Техаса.

Сейчас живет в Остине, Техас, где преподает «креативное письмо» в университете штата.

Первой его книгой был роман «Wild colonial boy», рассказывавший о политической ситуации в Северной Ирландии. После этого Хайнс больше не возвращался к политике и увлекся campus novel – университетскими произведениями, в которых автор высмеивает академические круги.

На русский язык переведены только сборник повестей «Издай и умри» и роман, ставший бонусной книгой на встрече, – «Рассказ лектора».

История неудачливого университетского преподавателя литературы, который никак не может написать диссертацию, потому что его взгляды безнадежно устарели. История неудачливого мужа, который не способен должным образом обеспечить жену и двух дочерей. Звучит довольно скучно, не так ли? Однако после чтения первой же фразы романа Джеймса Хайнса хочется на минуту отложить книгу в сторону и задаться философским вопросом: «Что происходит?».

В пятницу на Хэллоуин, когда Нельсона Гумбольдта увольняют из университета и он удрученно бредет домой через площадь, часы на библиотечной башне бьют 13 (!) раз и неудачливому педагогу отсекает палец спицами проезжавшего мимо велосипеда. Очнувшись, Нельсон обнаруживает, что ему пришили чужой палец и что палец этот обладает магической силой – его обладатель может подчинить себе волю любого человека, достаточно к нему прикоснуться.

После этого в произведении Хайнса начинает происходить не поддающаяся описанию вакханалия. За довольно небольшой по объему роман автор успевает высмеять в довольно жесткой манере огромное количество людей и современных явлений. Достается всем: провинциальным университетам, центральным университетам, их руководству, писателям, поэтам, лекторам, студентам, постмодернистам, традиционалистам-консерваторам, расистам, борцам с расизмом, толерантным, не толерантным и т.д. и т.д.

В этой книге нет ни одного положительного персонажа, зато есть постоянные интриги, измены, убийства, сербский боевик, вампиры и злой дух. Однако, в первую очередь, это литература о литературе и неподготовленным читателям будет довольно трудно разобраться в огромном количестве отсылок на самые разные произведения и их авторов.

Большинство участников оценило роман Джеймса Хайнса положительно. Среди плюсов называлась очень точная критика процессов, происходящих внутри коллективов, показанная на примере университета Мидвест, искрометные диалоги, юмор автора.

Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 2 марта в 14.00, выбраны следующие книги:

Основная – Элиас Канетти «Ослепление».

Бонусная – Уильям Голдинг «Наследники».

Ждем всех желающих обсудить произведения, биографии авторов, провести время в приятной и уютной атмосфере единомышленников!

Отдел обслуживания универсального читального зала