«Волшебный витраж»

3 февраля 2018 года в универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная (28-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж».

Для обсуждения были выбраны следующие книги:

Основная – «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

Бонусная – «Отель “У погибшего альпиниста”» Аркадия и Бориса Стругацких.

Борис Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года в семье художника-импрессиониста Леонида Пастернака и талантливой пианистки Розалии Пастернак (урождённой Кауфман). С самого детства он проявлял незаурядные способности, но долгое время не мог выбрать, чему себя посвятить. Сначала было увлечение музыкой и мечта стать композитором, которая держалась ровно до того момента, как Пастернак решил, что у него нет идеального слуха, а без него в музыке делать нечего. Затем было увлечение философией и стремительные успехи в ней, но и к этой науке Пастернак охладел. В конце концов, Борис Леонидович остановился на писательстве и стал одним из величайших поэтов XX века.

Как и многие другие крупные поэты, Пастернак в какой-то момент стал мечтать о большой прозе. Первые мысли о создании крупного романа появились ещё в 30-е годы, но писатель ещё очень долгое время будет искать того самого героя, ту самую тему и тот самый способ её подачи.

Наконец, в 1955 году был закончен «Доктор Живаго». Пастернак не мог не понимать, что опубликовать такой роман в те годы было фактически невозможно, но всё же рискнул и передал машинопись в издательство. Роман тут же окрестили антисоветским и запретили издавать. Началась первая волна травли Пастернака.

Вторая волна, куда более сильная, поднялась после публикации романа за рубежом и присуждения Борису Леонидовичу Нобелевской премии, от которой он был вынужден отказаться.

В своём романе Пастернак пишет напрямую всё, что он думает о революции и о власти, пришедшей после неё. Эта прямота и критика власти и стали теми факторами, из-за которых «Доктор Живаго» признали антисоветским. При этом книга достаточно полно передаёт настроения эпохи, рассказывает о судьбах страны.

Участники клуба почти единодушно оценили книгу положительно.

Авторы бонусной книги Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (1933–2012) Стругацкие – советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны. Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого – рассказ «Как погиб Канг» – было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство». Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого – повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, – посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника – молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев – научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких – повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича – Еленой Ильиничной.

Братья Стругацкие в течение многих лет оставались ведущими представителями советской фантастики, их разноплановые произведения отражали развитие мировоззрения авторов. Каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников».

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких – нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами.

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке», в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться – опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне».

В повести «Отель “У Погибшего Альпиниста”» (1970) Стругацкие предприняли рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Действие происходит в горах в некой европейской стране. Полицейский инспектор Петер Глебски, от имени которого и ведётся повествование, приезжает провести отпуск в небольшой отель «У Погибшего Альпиниста», где всеми делами заправляет хозяин Алек Сневар и его помощница Кайса. На третий день после прибытия Глебски весь отель просыпается от звука лавины, которая ночью перекрыла Бутылочное горлышко – единственный выезд из ущелья, где расположен отель. Телефон также не работает, и таким образом связь отеля с внешним миром обрывается.

Участники клуба оценили роман положительно.

Перед началом обсуждения книг участникам было предложено пройти интересный тест на выявление особенностей памяти. Участник, показавший лучший результат, получил в качестве приза роман Хэмингуэя «По ком звонит колокол».

Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 24 февраля в 14.30, выбраны следующие книги:

Основная: Урсула Ле Гуин, «Левая рука тьмы».

Бонусная: Станислав Лем, «Солярис».

Ждём всех любителей чтения, желающих обсудить прочитанное в приятной компании!

Универсальный читальный зал