31 октября 2024 года в Национальной библиотеке имени Р. Гамзатова Республики Дагестан прошла очередная встреча философско-интеллектуального клуба «Эпохе». В этот раз доклад на тему «Сравнительный анализ марксизма и фрейдизма в научном контексте» представил руководитель клуба Джамирза Магомедов.
Из выступления: В философской литературе существует мнение, что Маркс развивал свой диалектический метод, вдохновляясь методами Дарвина. Английский ученый, будучи натуралистом, построил свои теории о «Эволюционном развитии видов» на многолетних наблюдениях. Поскольку биологическая эволюция человечества в некотором смысле завершена, она продолжается теперь в социальном плане. Следовательно, марксистская теория в некоей степени расширяет эволюционную теорию Дарвина, описывая законы социальной эволюции. Конечно, биологическая эволюция человека на определенном уровне продолжается. Но речь о том, что человечество уже не борется за выживание с другими биологическими видами. Если Дарвин описывал эволюцию через борьбу за существование среди видов, то Маркс описывал социальную эволюцию через классовую борьбу, которая, по мнению немецкого философа, должна завершиться бесклассовым обществом. Дарвин акцентировал внимание на значимости приспособления к окружающей среде, тогда как Маркс подчеркивал значение социальной среды в формировании личности. Человек — социальное существо с определенной адаптивной гибкостью, формирующееся под воздействием общества. Советская педагогика учитывала это, используя принцип воспитания коллективом. Что касается фрейдизма, основа этой концепции также строится на принципе противостояния. Внутренний конфликт личности — это не что иное, как противоречие между природными и культурными аспектами в человеке. Переосмысливая эти противоречия, развиваются личные качества. Поэтому, по мнению венского психиатра, внутренние конфликты движут развитие человеческой личности.
Чарльз Дарвин, Маркс и Фрейд заложили основы научных исследований жизни, общества и психики человека. Эти теории трудно опровергнуть, поскольку в их основе лежит обширный эмпирический материал, а сами они представляют собой обобщения невидимых процессов. Эволюцию, классовую борьбу и душевные процессы не удастся сфальсифицировать с помощью позитивистских научных методов. Только марксистский критерий практики, как проверки истинности, здесь применим.
К дискуссии присоединились доктор философских наук профессор Мустафа Исаевич Билалов, известный педагог республики Борис Абрамович Ханукаев и студенты факультета социальной психологии ДГУ.