3 августа 2023 года в читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова в рамках клуба национальных языков (кумыкский язык) прошло заседание, посвященное 80-летию известного кумыкского поэта, переводчика, публициста Бадрутдина Магомедова.
Заседание организовала и провела председатель дагестанского отделения Союза российских писателей Миясат Муслимова. К данному мероприятию главный библиотекарь отдела краеведческой и национальной литературы Инсанат Султанмурадова организовала выставку под названием «Родник большого таланта», где были представлены книги юбиляра, вышедшие на кумыкском и русском языке в разные годы.
Б. Магомедов (Бадрутдин) – один из ярких представителей й кумыкской и всей дагестанской поэзии второй половины ХХ – начала ХХI веков. Первые публикации поэта увидели свет еще в начале 60-х годов минувшего века, и на сегодняшний день он является автором более чем двух десятков поэтических книг, изданных на родном – кумыкском, а также русском языках в разные годы и в разных издательствах.
Бадрутдин – прежде всего талантливый, самобытный поэт. Но знатокам и ценителям художественной словесности он известен и как прозаик (автобиографические заметки, дневниковые записи), как драматург (стихотворная драма «Муки рая»).
Бадрутдин – художник философского плана. Его раздумья в качестве поэта, драматурга, публициста о вечном, человеческой судьбе, жизни и смерти, добре и зле, взаимоотношениях личности с природой и обществом и других философских проблемах достаточно тонки и оригинальны. Художественно осмысливая их, автор хочет, чтобы за приметами нашего суетливого, сумбурного, «потерянного» времени, времени, когда в нашем обществе духовно-нравственные ценности все больше и больше заменяются узкомеркантильными интересами, люди видели бы гармонию, ориентировались бы на общечеловеческие ценности.
Бадрутдин не просто яркий и талантливый поэт, но и личность с четко сформировавшейся жизненной позицией. Его поэтическое творчество представляет собой открытый диалог автора-современника с читателем, собственной судьбой, мыслями и размышлениями. В нем переплелись и интимная лирика («И во сне я без сна»), и проза повседневности («Тревога»), и философия мыслящего человека («Сорок»), и боль от постоянных утрат и потерь («Курган печали»), и трезвый взгляд на суровые реалии современности («Людская жизнь – стремительный поток…»).
Произведения Бадрутдина объединяет, с одной стороны, сила правды, высокий дух, конкретность мировосприятия, с другой – поэзия, выстраданная, искренняя, чувственная, пронесенная через собственное сердце, наполненная красотой художественного слова.
Будучи связанным с лучшими традициями кумыкской художественной словесности (как устной, так и письменной), как хорошо владеющим поэтическим словом и слогом художник, Бадрутдин не теряет своей поэтической самостоятельности и оригинальности. Он обладает филигранной техникой стихосложения. В его произведениях читатель обнаруживает и сильные рифмы, и четкий ритм, и богатый словарный запас, позволяющий создавать яркие, зримые образы (в данном случае сужу об этом не как читатель русских переводов поэта, а как знаток его произведений в оригинале). Для поэтического мироощущения Бадрутдина характерен художественный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для него мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко проглядываются между явлениями человеческого и животного, рождая при этом самые необычные образы («Буйволица», «Ослепший конь»). Художественный параллелизм человеческого и животного миров у поэта необычен, его метафоры строятся на их взаимопроникновении. В его стихах всегда чувствуется свежая, самобытная идея, мысль, и читателя вовсе не терзает вопрос, о чем и с какой целью написано то или иное его произведение. Поэтому они трогают душу, быстро и легко находят в ней отклик.
Бадрутдин, может быть, и не стремится открывать в своем творчестве новые темы, но в то же время он поэт, смело и уверенно идущий своим собственным путем. Его поэтическая образность пробуждает в душах читателей самое лучшее, через эмоциональное переживание приводит к осознанию многоликого разнообразия мира, сущности человеческих отношений.
Бадрутдин, как и другие его современники, стал свидетелем грандиозных общественно-политических событий, смены противоположных эпох – краха советской, с одной стороны, и зарождения демократической, с другой. Эти события нашли художественное воплощение в творчестве поэта и окрашивают его поэзию по большей части в трагедийные, иногда даже в пророческие тона.
Нет сомнения в том, что литературное наследие Бадрутдина сумело занять достойную нишу в истории кумыкской, всей дагестанской литературы и оно ждет такой же адекватной оценки со стороны наших литературоведов и критиков.
Инсанат Султанмурадова, глав. библ. отдела краеведческой
и национальной литературы