«Реформация Мартина Лютера»

1 ноября в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча интеллектуального философского клуба «Эпохе».

Участники клуба обсуждали тему «Реформация Мартина Лютера».

Руководитель клуба «Эпохе», историк Абдулгамид Курбанов представил докладчика, нового члена клуба, студентку магистратуры второго года обучения исторического факультета Дагестанского государственного университета Гульзар Гаджиалиеву.

Мартин Лютер (1483–1546) – основоположник Реформации, монах, доктор богословия, профессор Виттенбергского университета. Окончил Эрфуртский университет.

Осуществив путешествие в Рим, Лютер был поражён вопиющим богатством католической церкви. Он много времени уделял размышлениям на тему служения Господу, увлекался трудами выдающегося средневекового философа Аврелия Августина. Лютер оставил монастырь и начал преподавать теологию в Виттенбергском университете. Один из его знакомых предрекал Лютеру необычное будущее: «Он в Церковь внесёт большие преобразования».

Тезисы, или начало исторической Реформации

Истоком этого движения исторически принято считать девяносто пять тезисов, принадлежащих перу Мартина Лютера. Во второй половине двадцатых годов шестнадцатого столетия народ стал поднимать волну недовольства из-за деятельности церкви. Однако открыто выступить не было никакой возможности. Все испытывали страх попасть Папе Римскому в опалу.

В семнадцатом году шестнадцатого века Мартин Лютер смог прикрепить к дверям «Замковой» церкви в Виттенбергске документ, состоящий из 95 тезисов, содержащих активную критику папства, а также индульгенции (так называемого полного прощения за фактически совершённые свои негативные действия – или, как их ещё можно трактовать, грехи). В этом послании, прибитом к приходу, он попытался привлечь внимание общественности к тому вопросу, что церковь не может считаться посредником между человеком и Богом и, естественно, категорически не может отпускать кому-либо грехи, особенно за деньги. Человек способен спасти свою душу не с помощью церкви, а исключительно при помощи веры в Создателя.

С самого начала тезисы, принадлежавшие Лютеру, практически остались без внимания Римского Папы. Он посчитал, что такая выходка – лишь проявление монашеской свары, то есть распрей, существовавших на тот момент между церковными приходами разного типа. В то же время, получив поддержку Фридриха Мудрого – римского князя, новатор продолжал активно распространять свои более чем убедительные взгляды относительно всей деятельности церкви. И лишь тогда, когда Папа Римский прислал своих действующих эмиссаров, было принято решение о прекращении критики существующих устоев церкви.

Из доклада Гульзар Гаджиалиевой

В истории Лютеру отведена первостепенная роль, в Реформации переплелись элементы социальные и политические, которые изменили облик Европы, ему справедливо отведена первостепенная роль и в истории религии как мыслителю-теологу. И в истории философской мысли Лютеру принадлежит определённое место, как ратующему за обновление, подобно всем философам того времени, по причине определённой теоретической ценности, которой обладают его работы (в особенности антропологического и теологического характера), а также вследствие проработки нового типа религиозности, важного для новой эпохи (в качестве примера упомянем Гегеля или Кьеркегора, некоторые направления экзистенциализма и новой теологии).

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ