11 февраля 2023 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялось мероприятие, посвященное 130-летию известного кумыкского поэта, драматурга, просветителя Наби Ханмурзаева. Оно было организовано главным библиотекарем отдела краеведческой и национальной литературы Инсанат Султанмурадовой.
На данное мероприятие были приглашены учителя кумыкского языка и литературы Хасавюртовского района и города Хасавюрта, а также заведующий отделом фольклора Института языка, литературы и искусства им. Р. Гамзатова ДФИЦ РАН, кандидат филологических наук Агарагим Султанмурадов, который выступил с докладом о жизненном и творческом пути юбиляра.
Наби Ханмурзаев – один из основоположников кумыкской литературы. Родился он в 1893 году в селе Нижнее Казанище (ныне Буйнакского района Республики Дагестан). Получил образование на педагогических курсах в Дагестане и в Москве, после чего работал учителем, занимал должность в Народном комиссариате просвещения в Махачкале, работал директором школы в родном селе.
С раннего детства Н. Ханмурзаев любил петь. Впоследствии он виртуозно играл на агач-кумузе, балалайке, гитаре и других музыкальных инструментах. Уже в годы отрочества он проникся огромной любовью к народным празднествам и песням, к поэзии И. Казака, пронизанной сочувствием и любовью к беднякам и ненавистью к представителям сильных мира сего.
Становление взглядов Н. Ханмурзаева пришлось на просветительский период в кумыкской литературе, совпало с распространением новометодного обучения. В новометодных школах преимущественное внимание уделялось светским наукам. И в этом плане влияние просветителей М.-Э. Османова, А. Акаева, М. Алибекова, Н. Батырмурзаева на будущего поэта было огромно. Именно в это время в душе поэта зарождается лютая ненависть ко всему недоброму – ненависть к ханжеству, лицемерию и подлости.
Вся поэзия Н. Ханмурзаева пронизана высоким гражданским пафосом, искренней верой в идеи новых общественных порядков, за которые он ревностно выступал.
Духовное раскрепощение человека в новых условиях было немыслимо без эмансипации человека, в особенности без эмансипации женщины, без ее приобщения к знаниям и общественно полезному труду. Это хорошо понимали Н. Ханмурзаев, другие поэты и деятели культуры и делали для этого все, от них зависящее. В этих условиях Н. Ханмурзаевым были созданы не только агитационные стихотворения, но и замечательные сатирические стихотворения, высмеивающие противников эмансипации женщин.
Талант Н. Ханмурзаева в полной мере проявился в сатире, которую он считал самым действенным оружием в борьбе с классовым врагом и пережитками прошлого. Начиная с первых же стихотворений и кончая послевоенными, острие своей сатиры поэт всегда направлял на религиозных фанатиков, ханжей, на «рыцарей» узаконенного грабежа народа. Его сатира носила обличительный характер. Не случайно его первые стихотворения, созданные в годы гражданской войны, были сатирическими. В своих резких сатирических стихотворениях Н. Ханмурзаев разоблачает представителей господствующего класса, стремящихся под знаменем ислама во имя спасения страны от «неверных» объявить газават, надеясь отвлечь народы от революционной борьбы и направить их против новой власти. В таких стихотворениях поэта часто применяется прием самообличения отрицательного персонажа или обличения его от имени близкого к нему человека.
В сатире Н. Ханмурзаева заметное место занимают мотивы семейно-бытовых отношений. В них поэт обличает нерадивую жену, мужа – гуляку и пьяницу, плохую невестку, брата – приверженца патриархальщины, выгодно женившегося молодого человека. Одним из первых в Дагестане он выступил против ношения кинжала, обычая распространенного у нас и в первые годы Советской власти. Борьба против ношения кинжала являлась, прежде всего, борьбой против кровной мести распространенной в Дагестане.
В период Великой Отечественной войны Н. Ханмурзаев создавал стихотворения-призывы, в которых повествование ведется от лица матери, воплощающей в себе собирательный образ Родины и испытавшей все ужасы фашистского порабощения. Напоминает он и о героических подвигах отцов. Во многих своих поэтических произведениях поэт воспроизводит и образы героев войны, самоотверженно воевавших с ненавистным врагом.
Все творчество Н. Ханмурзаева и его жизнь были примером беззаветного служения родине, народу. Его творчество оказало влияние на современную ему кумыкскую и дагестанскую литературу последующих лет. Имя Наби Ханмурзаева золотыми буквами вписано в историю не только кумыкской, но и всей дагестанской литературы. Его стихотворения востребованы и сегодня, народ помнит, читает их и чтит память поэта.
И. Султанмурадова продемонстрировала участникам мероприятия книги юбиляра, в том числе редкие, изданные в конце 1920-х – начале 30-х годов на латинице, а также другие издания, в которых содержится материал по его жизни и творчеству. Она также ответила на некоторые вопросы участников мероприятия.
Главный библиотекарь отдела краеведческой и
национальной литературы Инсанат Султанмурадова