Философия счастья Артура Шопенгауэра

11 декабря в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла встреча  участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие».  Участники клуба обсуждали тему великого немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра. В начале мероприятия руководитель клуба магистр философии Джамирза Магомедов сделал доклад по теме.

Основные правила счастья по Шопенгауэру простые, понятные, эффективные. Артур Шопенгауэр был блестящим немецким философом, его воззрения оказали значительное влияние на философскую мысль второй половины  XVIII и начала XIX веков. Его реализм и мудрость не позволили ему видеть мир «в розовом цвете». Однако Шопенгауэр написал эссе, в котором он назвал 50 правил для достижения счастья. Счастье – одно из тех неуловимых понятий, которые в разные времена вызывали противоположные и противоречивые мысли. Многие считают, что счастье – это даже не состояние, а восприятие.

Счастье – смысл человеческой жизни. Шопенгауэровские устремления гуманистичны, как и вся немецкая классическая философия; его беспокоит проблема человеческого счастья, он хочет научить людей как стать счастливыми. Единственным предметом его интересов и его учения был человек – конкретный, эмпирический, реально действующий, погружённый юдоль собственного физического и духовного несовершенства, неблагоприятных внешних обстоятельств и страха перед смертным уделом. Шопенгауэр – пессимист. Для него оптимизм является «не только нелепым, но также и истинно безнравственным образом мыслей, как горькая насмешка над несказанными страданиями человечества». Но всё же в его учении человеку не закрыт путь к счастью и совершенству, и этот путь лежит через моральное действие, через страдание и через сострадание к красоте, к свободе как высшей ценности, имеющей онтологический характер. Средства, предложенные Шопенгауэром для достижения счастья – это мудрость, склонность, долг, благоговение, сострадание. Учение Шопенгауэра основано на его положении о чувственной природе человека и о воле как свойстве мира. Воля Шопенгауэра выступает, с одной стороны, как источник беспредельного эгоизма человека, а с другой – в качестве изначальной свободы: когда она «свободно сама себя отменяет», она является фундаментом моральной деятельности человека. Воля к жизни скверно влияет на поведение человека. Она влечёт за собой эгоизм, который служит источником всех его поступков, коренится в индивидуальных свойствах отдельной личности. Речь идёт не только об эгоизме, который хочет чужого горя, когда «иной человек был бы в состоянии убить другого только для того, чтобы его жиром смазать сапоги». Эгоизм, достигший высочайшей степени, и обусловленная им борьба в человечестве выступают самым ужасным образом «в жизни великих тиранов и злодеев и в опустошительных войнах». Неукротимый эгоизм, влекущий человека к счастью, имеет отрицательный характер, поскольку его предпосылка состоит в нужде, недостатке и ведёт к страданию. Именно это последнее первично, неудовлетворённость неопределима, как неутомимая жажда, а наслаждение и счастье мимолётны. Чем сильнее воля, тем сильнее страдания. Сама человеческая жизнь неспособна к истинному счастью. Судьба человека – лишения, горе, мука и смерть. Уход от страдания возможен лишь через отрицание воли к жизни. Только здесь человек делает свободный выбор, здесь коренится его свобода и его скоротечное счастье. Счастье для Шопенгауэра также имеет отрицательный характер; оно не познанная необходимость, не разумный эгоизм, а спонтанное восприятие идей, отменяющих саму волю.

А. Шопегауэр утверждал, что человек не рожден для счастья. Одного философского взгляда на окружающую действительность достаточно, что бы понять это. Страдание окутывает весь этот мир, и путь всякой воли к жизни лежит через страдание. Самоотречение и самоотрицание позволяют человеку, избегая вожделения избежать вместе с тем и страдания, ведь именно неиссякаемое вожделение является безусловной причиной страдания всякой воли к жизни, в том числе и человека. К жизни нужно относиться как к уроку и ждать от жизни нужно не благоденствия, а именно назидания, урока жизни и тогда у человека появиться способность учиться на своих ошибках и прожить более или менее спокойную, благополучную, хорошую жизнь без сильных потрясений и всевозможных бед. В ходе встречи вопросы и комментарии членов клуба позволили глубже понять данную тему.

Ольга Алиева, главный библиотекарь

отдела культурных программ