«Этничность и национальность»

8 ноября в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась очередная встреча интеллектуального философского клуба «Эпохе». Участники клуба обсуждали тему «Этничность и национальность». Заседание было посвящено разбору таких понятий, как «этничность» и «национальность», а также взаимосвязь их определений с принципом территориальности. Чем отличается этнос от нации? Каков их контекстуальный смысл в социально-политическом дискурсе сегодня на Кавказе? Какие существуют взгляды на этот вопрос? Эти темы вынес на обсуждение членам клуба студент исторического факультета Дагестанского государственного университета Руслан Аккаев.

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определённые традиции, несёт в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали. В большинстве случаев в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своём общем происхождении с членами этноса.

Этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ поглощает, в том числе и военным путём, проживающие поблизости этносы. Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – не что иное, как «плавильный котёл», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создаёт искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве как единственно возможный для использования.

Национальность – термин, введённый австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – всё равно что призвать к сепаратизму. Согласно Конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обречённый к распаду на несколько государств-наций, в то же время если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

После докладчика выступил автор книги «Дагестан в культуре и цивилизации», научный руководитель клуба М. И. Билалов.

Далее последовали вопросы: зачем человеку нужна идентификация? Нужна ли индивиду идентичность и может ли он обойтись без неё?

Руководитель клуба историк Абдулгамид Курбанов поблагодарил участников за то, что те уделяют своё драгоценное время клубу «Эпохе», и пожелал всем плодотворной работы.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ