29 марта в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие». Организатор клуба, философ, магистрант Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов по традиции открыл заседание клуба. Тема встречи: «Цинизм как мировоззрение».
Цинизм или циничность (др.-греч. Kυνισμός) – откровенное, вызывающе пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей. Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как не соответствующие личному интересу. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения.
Если говорить о политической коммуникации, цинизм рождается в ситуации, в которой аудитория, принимая политические сообщения, склонна скорее не доверять им, чем доверять. Другими словами, общественность скептически относится к тому, что говорят политики. В общественной сфере цинизм сложно измерить – как правило, этот уровень определяется контекстуальными факторами (факторами окружающей среды или личными факторами). Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором.
Так как в мире людей ничего особо не меняется, то цинизм по-прежнему является частью социума и самого человека среди прочих его качеств. В общем смысле цинизм сегодня – личностная позиция, которая заключается в открытом пренебрежительном отношении к принятым в обществе нормам морали и поведения.
Цинизм не передаётся по наследству и не прописан в геноме памяти, не возникает вдруг, из ниоткуда. Каковы его предпосылки и проявления? Цинизм не может быть присущ всем подряд, даже если вдруг наступит всеобщее разочарование жизнью. И не может возникнуть спонтанно, как, например, гнев, злость, радость или обида на основе сиюминутных эмоциональных ситуаций. Цинизм – это состояние за гранью, которую однажды переступил человек, причём безвозвратно. И при этом цинизм становится стилем мышления и образом жизни, абсолютным жизненным кредо человека, его незыблемой личностной позицией, которой он следует жёстко и последовательно.
Цинизм был, есть и будет, пока живы мы, люди, и жив наш весь безумный мир. И цинизм – это не порок, так как является своеобразным зеркалом, отражающее всё без приукрас. Но выдержать такую правду – дело непростое. И есть одно НО. В положительном всегда есть отрицательное. Цинизм легко может перейти в личную озлобленность, глумление и абсолютное отрицание добра, намеренное попирание даже явных добродетелей, действительно существующих в каком-либо честном человеке. Либо трансформироваться в холодное равнодушие и чистое презрение, отречение от чувств. И какова будет дальнейшая судьба такого человека… Циника?
К дискуссии присоединилась группа компетентных психологов, которые поведали свою точку зрения. Своим участием в беседе порадовал членов интеллектуального клуба Эдуард Уразаев, известный журналист и политик. В общем, дискуссия прошла крайне интересно и увлекательно.
Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ