17 марта 2023 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошел час информации «Волшебный резец», посвященный 180-летию даргинского поэта-сатирика Мунги Ахмеда.
В мероприятии приняли участие студенты дагестанских вузов. Сотрудница отдела Салимат Гаджиева рассказала учащимся о нелегкой жизни поэта, рано лишившегося матери и о его творческом пути.
Мунги Ахмед – один из дореволюционных даргинских поэтов. Он родился в 1843 году в Кубачи, в ауле прославивших себя в веках мастеров-златокузнецов. Мунги Ахмед тоже был умелым мастером, но прославился как певец. Кубачинцы не проводили ни одного праздника без его участия. Он был хорошо знаком с любимым поэтом даргинцев – Батыраем и участвовал в песенном состязании с ним. В одной из песен он воспел Батырая и возвеличил его стихи. Растроганный Батырай тоже не замедлил спеть песню и в честь Мунги Ахмеда. В ней он сравнивает его с легендарным учёным Лукманом, который так овладел всеми науками, что он не нуждался больше в книгах и выбросил их в море. С тех пор Батырай стал частым гостем у Мунги Ахмеда.
Впервые стихи Мунги Ахмеда на русском языке в переводе Я. Козловского были опубликованы лишь в 1960 году к декаде дагестанского искусства и литературы в Москве. В этом же году в журнале «Дружба» была напечатана небольшая статья о его жизни и творчестве.
Мунги Ахмед – мастер короткого сюжетного стиха, большой эпической и лирической песни, которые мало чем отличаются от произведений дореволюционных дагестанских лириков, поднявший свой голос в защиту свободной личности. Он прославляет чувство любви, резко выступая против притеснителей народа. Творчески воспринимая всё то лучшее, что было создано народом, и представителями устной литературы, Мунги Ахмед создает образ труженика. Вглядываясь в жизнь, поэт все больше и больше искал и находил положительных героев времени. Прежде всего его привлекли труженики – люди которым принадлежало будущее.
Значительное место в творчестве Мунги Ахмеда занимает сатира. Сатирические образы и герои его песен – реальные лица, жившие в ауле Кубачи.
Поэт смело выступал и против религии, видел жизнь служителей мечети, полную лжи и обмана. Смерть в ауле радость для муллы, в то время как певца радует только людское счастье. Он также выступает и против диких обычаев, калечивших судьбу горянки. Мягкая задушевность сменяется гневным обвинением в адрес тех, кто калечит человеческие жизни. В этих стихах звучит протест против социальной несправедливости.
В песнях Мунги Ахмеда упомянуты разные города, куда забрасывала судьба мастеров и не было конца их мытарствам вдали от родного аула. Прекрасна любовь, но страшен мир, в котором живут влюблённые. Этот мир превращает источник счастья в страдания. Ужасная нищета заставляла горца покинуть родной дом, близких, возлюбленную, а в результате – разрыв с любимой.
Мунги Ахмеду, как мастеру, часто приходилось вместе с другими кубачинцами сбывать свой товар на рынках Европы. Описывая лично пережитое, поэт один из первых даргинских дореволюционных поэтов заговорил о жизни кустарей – ремесленников. Его произведения были направлены против существующего строя, который уродовал человеческие жизни, нёс горе и слёзы миллионам тружеников. Песни, в которых выражено критическое отношение к действительности, переполнены жгучей ненавистью к угнетателям народа. Но поэт оптимист, он был уверен в том, что наступит и для трудового народа светлая, счастливая жизнь.
Умер поэт, вернувшись на родину, в 1915 году.
В завершении мероприятия студенты поблагодарили Салимат Гаджиеву за содержательный рассказ о жизни и творчестве поэта.
Гаджиева С., отдел краеведческой и национальной литературы