«Старейшина песенного жанра»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р.Гамзатова организована выставка «Старейшина песенного жанра», посвященная 105-летию со дня рождения советского композитора Тихона Николаевича Хренникова.

Тихон Хренников – яркий композитор советского времени, классик русской музыки ХХ века. Музыка Хренникова, простая, ясная, исполненная мелодической красоты и свежести, обращена к самым широким массам слушателей. Художник здорового, жизнеутверждающего таланта, Хренников обладает завидным даром выражать свои мысли языком, понятным для всех; его искусство покоряет яркой образностью, душевным теплом, сердечностью чувств.

Будущий композитор родился в небольшом городе Елец 10 июня 1913 года в купеческой семье. Тихон был самым младшим из десяти детей. Очень рано у мальчика проявились способности к музыке. В девять лет он начал заниматься игрой на рояле. Когда Тихону было одиннадцать, у него появился новый учитель – столичный пианист Владимир Агарков. После того, как Агарков покинул Елец, обучением юного таланта занялась Анна Варгунина. В это время Хренников начал писать музыку. В четырнадцать лет он поехал в Москву, чтобы показать свои первые работы Агаркову. Учитель похвалил одаренного юношу, но посоветовал ему окончить школу-девятилетку в родном городе и только после этого думать о карьере в музыке.

 В 1929 году Хренников снова поехал в Москву. На этот раз он показал свои работы Михаилу Гнесину. Мэтр оценил его талант и посоветовал подать документы в свое знаменитое училище (тогда оно называлось Государственным музыкальным техникумом).

В Гнесинском училище Хренников занимался по классу рояля у Э.Г. Гельмана и по классу композиции у самого Гнесина. Окончив обучение в училище в 1932 году, Тихон Хренников поступил в Московскую консерваторию, где его учителями стали Виссарион Шебалин и Генрих Нейгауз. В это же время Хренников начал работать в Московском детском театре. В 1933 году на его сцене был поставлен спектакль Николая Шестакова «Мик» с музыкой Хренникова. В том же году в Воронеже состоялся его первый публичный концерт. В начале тридцатых в советской печати разгорелась дискуссия о будущем музыкального искусства. Тихон Хренников принял в ней активное участие. В «Правде» появились его статьи с острой критикой увлечения западными веяниями (модернизмом) и новых произведений Шостаковича и Прокофьева. Сам Хренников воздерживался от смелых экспериментов и творил в рамках, установленных новым стилем искусства – социалистическим реализмом.

В 1935 году молодой композитор успешно завершил обучение в консерватории, а его дипломным проектом стала симфония. Первая симфония Хренникова произвела впечатление на Владимира Немировича-Данченко. Он предложил композитору написать музыку для новой оперы по роману Николая Вирты «Одиночество». Работа над оперой была завершена в 1939 году. В том же году состоялась премьера другой оперы Хренникова – «В бурю». На этой премьере присутствовали высшие должностные лица страны: Ворошилов, Молотов и сам Сталин. В годы Великой Отечественной войны вышли два фильма с музыкой Хренникова: в ноябре 1941 года на экраны вышла снятая еще до войны комедия «Свинарка и пастух», а в 1944 году – романтическая картина Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны». В последнем фильме прозвучал «Марш артиллеристов» на стихи Виктора Гусева. Эта песня стала одним из символов борьбы советского народа с нацизмом.

В послевоенные годы Хренников сосредоточился на оперной музыке. В 1948 году Хренников стал первым секретарем Союза композиторов СССР и сохранил этот пост до 1991 года. Вскоре после распада Советского Союза Союз композиторов был расформирован. Потеряв свое кресло, Хренников взялся за монументальный балет «Наполеон Бонапарт», который был поставлен в Большом театре в 1995 году.

 В 2007 году Тихона Николаевича не стало. Он похоронен в родном Ельце.

     

Литература

1. Боганова, Т. В. Киномузыка Т. Хренникова / Т. В. Боганова. – М.: Советский композитор, 1961. – 24 с.

2. Воронцова, И. В. О стиле и музыкальном языке Т. Н. Хренникова / И. В. Воронцова. – М.: Советский композитор, 1983. – 127 с.

3. Григорьев, Л. Г. Его выбрало время: Т. Хренников / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. – М.: Советский композитор, 1983. – 280 с.

4. Кухарский, В. Ф. Тихон Хренников: критико-биографический очерк / В. Ф. Кухарский. – М.: Советский композитор, 1957. – 87 с.

5. Левтонова, О. В. Симфонии и концерты Т. Хренникова : очерк-путеводитель / О. В. Левтонова. – М.: Советский композитор, 1974. – 176 с.

6. Левтонова, О. В. Симфонии и концерты Т. Хренникова: очерк-путеводитель / О. В. Левтонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор, 1979. – 206 с.

7. Ройтерштейн, М. И. Скрипичный концерт Т. Н. Хренникова: пояснение / М. И. Ройтерштейн. – М.: Советский композитор, 1962. – 19 с.

8. Тихон Хренников. Нотографический справочник / сост. Д. М. Персон. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор, 1987. – 112 с.

9. Тихон Хренников: статьи о творчестве композитора / И. И. Мартынов. – М.: Советский композитор, 1974. – 189 с.

10. Шехонина, И. Е. Творчество Т. Н. Хренникова / И. Е. Шехонина. – М.: Советский композитор, 1985. – 336 с.

 Отдел литературы по искусству