«Музыкальность линий и света»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Музыкальность линий и света», посвящённая 150-летию со дня рождения французского художника Анри Матисса.

Анри Матисс – французский художник и скульптор, известный своими изысканиями в передаче на холсте эмоций через цвет и форму.

Картины французского художника поражают неординарностью. Признанный лидер фовизма испробовал много направлений в изобразительном искусстве, прежде чем создал собственный стиль, отличающийся необузданным характером.

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 в местечке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Его отцом был успешный торговец зерном. Мальчик был первенцем семьи, поэтому его судьба была предрешена с рождения, в то время первый наследник был обязан в будущем взять на себя дело отца. Однако мальчик унаследовал гены матери, которая любила проводить свободное время за росписью керамических поделок.

Несмотря на увлечения ребёнка, Анри готовили к будущему семейному бизнесу обстоятельно, он отучился в школе, затем в лицее. Однако строптивый сын вопреки воле отца уехал в Париж изучать юридические науки. С далёким от искусства дипломом он вернулся домой, где несколько месяцев проработал клерком.

Судьбу великого художника решила болезнь. Творческая биография одарённого художника началась в 1889 году, когда Анри попал к хирургу с аппендицитом. Восстанавливался он после операции два месяца. Чтобы не скучать, Матисс взял принадлежности для рисования и начал копировать цветные открытки. Именно в это время молодой человек окончательно решил, чему посвятит свою жизнь.

В вожделенную Школу искусств, в мастерскую Гюстава Моро Матисс поступил в 1895 году.

В начале творчества в его круг интересов входило современное искусство, но Анри было любопытно и японское направление. Символист Моро отправлял учеников учиться «играть цветом» в Лувр, там Анри копировал картины и старался подражать классикам живописи. Его мастер учил «мечтать о цвете», отсюда у Матисса зародилась идея к поиску подходящих оттенков для передачи эмоций.

Анри признавался, что воспринимает экспрессивную сторону цвета интуитивно. Передавая осенний пейзаж, он не думает, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, его вдохновляют только ощущения осени.

Первая персональная выставка не вызвала особого восторга у ценителей искусства. Анри Матисс уехал из Парижа на север Франции, где попробовал силы в технике точечных мазков.

В это время и был создан первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение». Революция в творчестве художника случилась в 1905 году. Матисс создал новый стиль в живописи, получивший название фовизм. Осенью на выставке Анри представил две работы – портрет «Женщина в шляпе» и картину «Открытое окно». Энергия красок потрясла зрителей, и на художников обрушилась волна негодования. Основателей стиля окрестили фовистами, то есть дикарями. Но такое внимание принесло Матиссу популярность и хорошие деньги: у картин появились поклонники, и работы с удовольствием покупали.

Два самых известных своих полотна – «Танец» и «Музыка» – Матисс создал для мецената Сергея Щукина.

На пике своей популярности, который пришёлся на 30-е годы, художник решил найти себе помощника.

Так в доме появилась молодая российская эмигрантка Лидия Делекторская, которая начала выполнять обязанности секретаря художника. Однажды Матисс случайно увидел Лидию в спальне своей жены и тут же бросился её рисовать. С тех пор девушка стала последней и незаменимой музой Матисса.

Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце от микроинсульта.

Список литературы:

1. Матисс: живопись. Скульптура. Графика. Письма. – Л.: Сов. художник, 1969. – 148 с.: ил.

2. Арагон, Луи. Анри Матисс, роман. Т. 2 / Л. Арагон; пер. с фран. Л. Зонина. – M.: Прогресс, 1978. – 227 с.: цв. ил.

3. Зубова, М. В. Графика Матисса / М. В. Зубова. – М.: Искусство, 1977. – 191 с.: ил.

4. Камминг, Роберт. Художники: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; гл. ред. Е. Мирская; пер. с англ. А. Богдановский. – Лондон; Нью-Йорк; Сидней; Дели; Париж; Мюнхен; Москва: Дорлинг Киндерсли; Слово/Slovo, 2000. – 112 с.: ил.

5. Костоневич, А. Матисс в России / А. Костоневич, Н. Семёнова. – М.: Авангард, 1993. – 190 с.: цв. ил.

6. Анри Матисс. Новые книги [Каталог выставки]. – Л.: Государственный Эрмитаж, 1974. – 45 с.

7. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней) / сост. И. Г. Мосин. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006. – 192 с.: цв. ил.

8. От Делакруа до Матисса: Выставка французской живописи из музея Метрополитен в Нью-Йорке и Художественного института в Чикаго, США: каталог / М-во культуры СССР, Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СССР. Министерство культуры. – М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1988. – 14 с.: ил.

9. Русаков, Ю. Анри Матисс: искусство книги [Каталог выставки из собрания Эрмитажа] / Ю. Русаков. – Л.: Искусство, 1980. – 84 с.

10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т. Г. Петровец. – М.: Олма-Пресс, 2001. – 320 с.: цв. ил.

11. Эсколье, Р. Матисс / Р. Эсколье; пер. с фран. Н. В. Шилинис. – Л. : Искусство, 1979. – 256 с.: ил., цв. ил.

Отдел литературы по искусству