Литературный календарь на март 2020 года

В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлен литературный календарь на март 2020 года.

20 марта - 115 лет со дня рождения Веры Федоровны Пановой (1905-1973), прозаик, драматург и сценарист.

Родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. В раннем детстве потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи.

В 17 лет работала в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон». В 1926–1927 гг. под псевдонимом «Вера Вельтман» писала фельетоны, будучи ведущей отдела фельетона в газете «Советский Юг». До середины 1930-х годах работала в детских газетах и журналах Ростова ("Ленинские внучата", "Костер", "Горн").

В 1940 году Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио.

Первую повесть написала в 1945 году – «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 – «Евдокия»). Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 году (Государственная премия СССР, 1947г.).

В 1947 году выходит роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию.

В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: «Ясный берег» (1949), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953).

В 1955 году повестью «Сережа» открывается цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и др.

В середине 1960-х годах обращается к жанру исторической повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей «Лики на заре» (1966).

Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965) и др. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка» и др. Умерла В. Панова в 1973 в Ленинграде.

Список литературы:

1. Панова В. Сентиментальный роман: Роман / В.Ф. Панова.- М.: Сов.Россия, 1985 - 272с.

2. Панова В. Кружилиха: Роман / В.Ф.Панова.- М.: Профиздат, 1987 - 528с.

3. Панова В. Повести / Панова В.- М.: Советский писатель, 1969 - 350с.

4. Панова В. Заметки литератора / Панова В.- М.: Советский писатель, 1972 - 235с.

20 марта - 250 лет со дня рождения Фридриха Гельдерлина (1770-1843), немецкий поэт.

Иоганн Кристиан Фридрих Гёльдерлин родился 20 марта 1770 года в Лауффен-на-Неккаре, находившемся в то время в составе Вюртембергского Герцогства. Он был первым ребенком Йоханны Кристианы Хейн и Генриха Фридриха Гёльдерлина. Глава семейства, управлявший церковным имением, умер, когда мальчику было всего два года, воспитанием сына и дочери Хайнрике занималась мать.

Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нём самое теплое участие. В студенческие годы его однокурсником и лучшим другом был Гегель, с которым в дальнейшем Гёльдерлин несколько лет продолжал переписку. В 1794-1795 гг. Гёльдерлин жил в Иене. В 1794 году посещал лекции Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадёжной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил её под именем Диотимы в своем романе «Гиперион».

В 1798 году Гёльдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 г. вернулся на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гёльдерлина - роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа - чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Гёльдерлина, позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля. В романе любоытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свбопое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады.

Кроме «Гипериона», после Гёльдерлина остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла — «Антигона» и «Царь Эдип» — и ряд лирических стихотворений. Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гёльдерлина — настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.

Литература, представленная на выставке:

  1. Гельдерлин Ф. Сочинения [Текст]: Пер. с нем. / А. Дейча. - Москва: Худож. лит., 1969. - 543 с.
  2. Гельдерлин Ф. Гиперион. Стихи. Письма [Текст] / Фридрих Гельдерлин. Письма Диотимы: [перевод] / Сюзетта Гонтар. - Москва: Наука, 1988. - 717 с.
  3. Избранная проза немецких романтиков: Т. 1.: Пер. с нем. / А. Дмитриева. - Москва: Худож. лит., 1979. - 397 с.

Универсальный читальный зал