«Глухой гений в мире звуков»

Отделом  литературы по искусству Национальной библиотеки  РД  им. Р. Гамзатова  организована выставка «Глухой гений в мире звуков», посвященная 250-летию со дня рождения  немецкого композитора Людовика Ван Бетховена.

Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.

В  декабре 1770 году  в небольшом немецком городе Бонн родился Людвиг ван Бетховен – музыкант, чьи произведения в будущем станут настоящим достоянием классической музыки. Мальчик рос в семье, где всегда звучала музыка. Родители внимательно следили за развитием его музыкальных способностей и понимали, насколько талантлив их сын. Поэтому отец Людвига – Иоганн делал все, чтобы он не прекращал занятия на скрипке и клавесине, заставляя его днями напролет разыгрывать мелодии на разных инструментах. Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта, у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.

Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.

В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Антонио Сальери.

   Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. Публичная игра на фортепьяно была основным источником доходов виртуоза, а также он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. С потерей слуха для Бетховена наступили тяжелые времена. После провальной попытки в 1811 году исполнить собственный Концерт для фортепьяно № 5 («Император»), он редко появлялся на публике. В 1824 году паре с дирижером Михаэлем Умлауфом руководил оркестром во время премьеры Симфонии № 9. После её исполнения зал встал и приветствовал автора долгими аплодисментами.

   Именно в этот период композитор написал самые великолепные произведения, которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет;  «Торжественная месса»; «Великая фуга», и, безусловно, Девятая симфония. За всю жизнь Бетховен написал лишь одну оперу –«Фиделио» – которая и поныне считается выдающимся образцом классической музыки.

В 1826-м Людвиг сильно заболел, у него диагностировали воспаление легких. Помимо этой болезни, он сильно страдал от желудочных болей. Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года.

  Проводить  композитора в последний путь собралось двадцать тысяч человек, во главе похоронной процессии шел Франц Шуберт. Местом упокоения Бетховена стало Вэрингское кладбище Церкви Святой Троицы.

Литература, представленная на выставке:

  1. Альшванг А. А. Людвиг ван Бетховен: Очерк жизни и творчества / А. А. Альшванг. - Изд. 2-е, доп. – Москва: Музгиз, 1963. - 621 с.
  2. Бетховен Людвиг. Письма Бетховена, 1812-1816: письма. Составитель., автор. вступ. статьи. Н. Л. Фишман; Пер. Л. С. Товалевой и Н. Л. Фишмана; Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. - Москва: Музыка, 1977. – 526 с.
  3. Бетховен Людвиг. Фиделио или супружеская любовь [Ноты]: Опера в двух действиях. Партитура / Людвиг ван Бетховен. - Москва: Музыка, 1971. - 399 с.
  4. Ванслов В. В. Девятая симфония Бетховена: Пояснение / В. Ванслов. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1951. - 18 с. (В помощь слушателю музыки).
  5. Галацкая В. С. Увертюра «Эгмонт» Бетховена: пояснения / В. С. Галацкая. - Москва: Музгиз, 1952. - 17 с. (В помощь слушателю музыки).
  6. Долгов П.Н. Смычковые квартеты Бетховена: музыкальное произведение, инструментальное / П. Н. Долгов; под ред. Б. Доброхотов. - Москва: Музыка, 1980. - 200 с.
  7. Климовицкий, А. И. О творческом процессе Бетховена: Исследование / А. И. Климовицкий. - Ленинград: Музыка, 1979. - 176 с.
  8. Маргулис В. И. Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена: [Перевод] / В. И. Маргулис. - Москва: Музыка, 1991. - 75 с.
  9. Месснер В. О. Аппликатура в фортепьянных сонатах Бетховена: Пособие для педагогов-пианистов / В. О. Месснер. - Москва: Советская Россия, 1962. - 152 с.: ил.
  10. Миронов Л. Н. Трио Бетховена для фортепиано и виолончели: некоторые вопросы исполнения / Л. Н. Миронов; ред. Б. Доброхотова. - Москва: Музыка, 1974. - 126 с. (В помощь педагогу-музыканту).

Отдел литературы по искусству