75-летие со дня рождения Бадрутдина Магомедова

3 сентября 2018 года отдел краеведческой и национальной литературы НБ РД им. Р. Гамзатова с выездной выставкой принял участие в мероприятии, посвящённом 75-летию со дня рождения известного кумыкского поэта, публициста, переводчика Бадрутдина Магомедовича Магомедова (творческий псевдоним – Бадрутдин), который ушёл из жизни прошлой осенью.

Бадрутдин – один из ярких представителей современной кумыкской и всей дагестанской поэзии. Первые публикации поэта увидели свет ещё в начале 60-х годов минувшего века, он является автором более чем двух десятков поэтических книг, изданных на родном – кумыкском, а также на русском языках в разные годы и в разных издательствах.

Бадрутдин – художник философского плана. Его раздумья в качестве поэта, драматурга, публициста о вечном, человеческой судьбе, жизни и смерти, добре и зле, взаимоотношениях личности с природой и обществом и других философских проблемах достаточно тонки и оригинальны. Художественно осмысливая их, Бадрутдин хотел, чтобы за приметами нашего суетливого, сумбурного, «потерянного» времени, времени, когда в нашем обществе духовно-нравственные ценности всё больше и больше заменяются узко меркантильными интересами, люди видели бы гармонию, ориентировались бы на общечеловеческие ценности.

Бадрутдин был не просто ярким и талантливым поэтом, но и личностью с чётко сформировавшейся жизненной позицией. В его творчестве тесно переплелись и интимная лирика («И во сне я без сна»), и проза повседневности («Тревога»), и философия мыслящего человека («Сорок»), и боль от постоянных утрат и потерь («Курган печали»), и трезвый взгляд на суровые реалии современности («Людская жизнь – стремительный поток…»). Произведения Бадрутдина объединяют, с одной стороны, сила правды, высокий дух, конкретность мировосприятия, с другой – поэзия, выстраданная, искренняя, чувственная, пронесённая через собственное сердце, наполненная красотой художественного слова.

Будучи связанным с лучшими традициями кумыкской художественной словесности (как устной, так и письменной), как хорошо владеющий поэтическим словом и слогом художник, Бадрутдин никогда не терял своей поэтической самостоятельности и оригинальности. Он обладал филигранной техникой стихосложения. В его произведениях читатель обнаруживает и сильные рифмы, и чёткий ритм, и богатый словарный запас, позволяющий создавать яркие, зримые образы. Для поэтического мироощущения Бадрутдина характерен художественный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для него мир одушевлён единым замыслом, и соответствия легко проглядываются между явлениями человеческого и животного, рождая при этом самые необычные образы («Буйволица», «Ослепший конь»). Художественный параллелизм человеческого и животного миров у поэта необычен, его метафоры строятся на их взаимопроникновении. В его стихах всегда чувствуется свежая, самобытная идея, мысль, и читателя вовсе не терзает вопрос, о чём и с какой целью написано то или иное его произведение. Поэтому они трогают душу, быстро и легко находят в ней отклик.

Бадрутдин, может быть, и не стремился открывать в своём творчестве новые темы, но в то же время он поэт, который смело и уверенно шёл своим собственным путём. Его поэтическая образность пробуждает в душах читателей лучшее, через эмоциональное переживание приводит к осознанию многоликого разнообразия мира, сущности человеческих отношений.

Весьма разнообразна в тематическом плане лирическая составляющая творчества поэта, состоящая из стихотворений философской, любовной, гражданской и пейзажной направленности. Однако эти темы очень тесно переплетены практически в каждом его лирическом произведении, где страстное чувство способствует рождению глубокой философской мысли о бытии, природе и вселенной, судьбе человека, его связи с окружающим миром, любви, жизни и смерти, взаимоотношениях личности и общества, исторических судьбах своего края и народа и т.д.

Бадрутдин, как и другие его современники, стал свидетелем грандиозных общественно-политических событий, смены противоположных эпох: краха советской, с одной стороны, и зарождения демократической – с другой. Эти события нашли художественное воплощение в творчестве поэта и окрашивают его поэзию по большей части в трагедийные, иногда даже пророческие тона.

Помимо всего прочего, Бадрутдин был большим другом Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова, он охотно отзывался на каждое приглашение на проводимые в ней мероприятия, был одним из самых активных их участников.

В мероприятии, прошедшем в Театре поэзии, приняли участие известные дагестанские писатели, учёные-литературоведы, общественные деятели, артисты, певцы, учителя школ, студенты вузов, учащиеся школ, а также многочисленные почитатели таланта Бадрутдина. К юбилею на сцене Театра была организована выставка «Вечно живые страницы», где были представлены как художественные книги самого Бадрутдина, так и книги, справочники, журналы, сборники, в которых содержится информация о юбиляре.

Открыла и вела мероприятие руководитель кумыкской секции Союза писателей Дагестана, народный поэт Дагестана Шейит-Ханум Алишева.

Многочисленные выступившие – доктор филологических наук, профессор ДГУ А.-К.Ю. Абдуллатипов, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой литератур народов Дагестана ДГУ А.М. Султанмурадов, композитор Г. Абдуллаев, кандидат филологических наук М.Ш. Муслимова, председатель Правления Союза писателей Дагестана, народный поэт Дагестана М.А. Ахмедов и другие – охарактеризовали творчество юбиляра с самых разных сторон, отметили его роль в развитии кумыкской, всей дагестанской художественной литературы второй половины ХХ и начала ХХI века.

На мероприятии прозвучали песни на стихи Бадрутдина в исполнении заслуженной артистки РФ Бурлият Эльмурзаевой и заслуженной артистки РД Патимат Гусейновой. Учащиеся Какашуринской СОШ прочитали наизусть стихи поэта.

Гл.библиотекарь отдела краеведческой и

национальной литературы И. Султанмурадова