«Звезда бессмертной музы»

Отделом краеведческой и национальной литературы НБ РД развёрнута книжная выставка «Звезда бессмертной музы», на которой представлены произведения классика дагестанской литературы Омарла Батырая.

Омарла Батырай знаменит как автор стихов на даргинском языке, которые он исполнял под собственный аккомпанемент на чунгуре.

Экспозиция приурочена к 200-летию со дня рождения Омарла Батырая.

Знаменитый поэт Расул Гамзатов писал о Батырае: «Мало на Земле поэтов, чьи творения народ знает наизусть; Батырай – один из таких счастливцев. И если вдруг меня спросят почему, я отвечу: потому, что его поэзия, как птица, которая парит над горами, летит она далеко за пределы горских саклей, родных гор, лугов, долин. Поэзия Батырая – это поэзия полёта, где бездна мыслей и чувств. Главная её сила – в правдивости, в том, что она была и есть духовная опора для людей».

Точных сведений о жизни Батырая собрано не очень много. В 1934 году Ибрагим Омаров со слов сыновей поэта записал основные факты его биографии. Родился Батырай в 1817 году в селе Урахи Сергокалинского района. Отец поэта Омар-Сулейман-оглы служил нукером у хана Джамава. Сыну он дал саклю, небольшой надел земли, пару быков и коня. Батырай, как и все крестьяне, трудился на своём клочке земли. Тридцати лет от роду Батырай женился. Он любил Аминат, девушку из влиятельного рода Капи. Отдать её за простого хлебопашца родные не хотели. Батырай увёз любимую и спрятал в чужом ауле у надёжных людей, охраняя её и заботясь о ней. После этого разгневанная родня девушки ещё целый год не давала своего согласия на брак. Вмешались влиятельные покровители поэта и помогли привести к благополучному концу затянувшееся сватовство.

Слагать песни Батырай начал с пятнадцати лет. Он был неграмотен и стихи обычно складывал экспромтом, импровизируя под звуки чунгура, на котором превосходно играл. Охотно принимал участие в поэтических соревнованиях и лишь однажды был побеждён кубачинским поэтом Ахмедом Мунги. Говорят, что он никогда не повторял уже спетого. Каждое его слово на лету подхватывалось и оставалось жить в народной памяти.

Батырай слагал героические и любовные песни, пел о крестьянской судьбе, о труде пахаря. Его любовные песни отличались такой силой, что, по преданию, ему запрещали петь в присутствии женщин. Нередко в своих стихах он острым словом задевал старшин и богатеев. За такие песни оскорблённая аульская знать наказывала его штрафом: у него резали быка. Желая послушать смелые обличительные песни своего любимца, крестьяне, случалось, заранее покупали для него в складчину штрафного быка.

Батырай ушёл из жизни в конце 1903 года, в возрасте 86 лет, и похоронен на хуторе Ая-Махи.

* * *

Пусть у храброго отца

Не родится робкий сын,

Ибо должен будет он

Дать отпор врагам отца.

  Пусть у робкого отца

Не родится храбрый сын,

Ибо должен будет он

Разделить позор отца.

                                                                                  Омарла Батырай (перевод Эффенди Капиева)

Его песни, вошедшие в фольклор, записаны вскоре после Октябрьской революции Абдусаматом Алиевым и другими знатоками даргинской поэзии. Пинадлежность их Батыраю устанавливают по особенностям языка и стиля; печать авторской индивидуальности видна в них отчётливо.

Доктор филологических наук, профессор, литературовед Абдулла Вагидов пишет: «Благородное дело по сбору, систематизации и публикации бессмертного творчества Батырая было начато известным деятелем народного образования Дагестана Саидом Омаровым. В сборнике урахинских песен, изданном им в 1928 году, были помещены произведения певца-поэта.

Второе издание произведений Батырая было осуществлено в 1954 году урахинцем Гамидом Османовым – любителем и знатоком даргинского словесного искусства, позднее ставшим авторитетным в стране учёным, доктором исторических наук.

В 1964 году вышел наиболее полный томик сочинений Батырая, подготовленный народным поэтом Дагестана Магомедом Гамидовым. В 1970–1980-е годы вышли сборники произведений поэта, подготовленные исследователями даргинской литературы, батыраеведами Сарат Алиевой, Аминат Алихановой и другими.

В 1947 году впервые на русском языке был издан сборник произведений Батырая в переводах Эффенди и Натальи Капиевых». Кроме того, переводили поэзию Батырая на русский и дагестанские языки такие мастера слова, как народный поэт Дагестана Юсуп Хаппалаев (лакский язык), Магомед-Загид Аминов и Арбен Кардаш (русский язык), а также многие другие.

«Творчество Батырая оказало влияние на дальнейшее развитие словесной культуры, – пишет Абдулла Вагидов. – Поистине он стал «отцом даргинской поэзии» (Н. Тихонов), определившим дальнейший ход её развития.

Облик Батырая – гражданина и поэта – с 1940-х годов стал привлекать и художников слова. Произведения Р. Рашидова, М. Гамидова, Х. Алиева, Г.-Б. Багандова, С. Рабаданова и других, посвящённые великому поэту, стали явлением даргинской литературы. Почитатели таланта Батырая благодарны лезгинскому поэту Ибрагиму Гусейнову и народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову за поэтический подвиг – создание поэм, запечатлевших образ Батырая».

9 ноября 2018 года в Русском драматическом театре им. М. Горького организован торжественный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения классика дагестанской поэзии Омарла Батырая.

Книжная выставка «Звезда бессмертной музы» будет продолжаться до конца 2018 года. На экспозиции представлены произведения классика дагестанской литературы Омарла Батырая, книги дагестанских поэтов и прозаиков, посвящённые ему, в том числе «Непогасшая звезда» Сарат Алиевой, «Батырай» Хабиба Алиева, цикл стихов Магомеда Гамидова о Батырае в книге «Осенние туманы», статьи о Батырае литературоведов, историков и писателей Абдуллы Вагидова, Магомедрасула Расулова, Ильяса Гасанова, Загира Магомедова, Амирхана Исаева, Сулеймана Рабаданова, Рашида Рашидова и других. Кроме того, посетители выставки смогут ознакомиться со статьями, посвящёнными знаменитому поэту и опубликованными в республиканской прессе разных лет.

Салимат Гаджиева, отдел краеведческой и национальной литературы