«Я пел о Родине…»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Я пел о Родине…», посвящённая 130-летию со дня рождения певца, композитора Александра Николаевича Вертинского.

Александр Николаевич Вертинский (1889–1957) – артист, певец, композитор, автор-исполнитель своих песен. Создатель жанра «грустных песенок Пьеро», впоследствии «песен Вертинского», поющий поэт, заложивший основы успешно развивающейся в России традиции.

Трудное сиротское детство, неоконченная гимназия, непреодолимое влечение к поэзии, театру, музыке привели юного Вертинского в круг киевской богемы.

Постепенно мир киевской богемы стал тесен Вертинскому, и в 1910 г. юноша приехал покорять Москву. В 1913-м он пробовал поступить в МХТ, но на прослушивании К. С. Станиславскому не понравилось грассирующее произношение молодого артиста.

С началом Первой мировой войны 1914 г. Александр, не подлежавший призыву в армию по состоянию здоровья, добровольцем поступил на 68-й санитарный поезд и исполнял обязанности санитара. Именно 1915-й и стал годом рождения на свет знаменитого артиста Александра Вертинского. По его воспоминаниям, он развлекал раненых солдат тем, что изображал Пьеро – гримировал лицо, к белому халату санитара пришивал цирковые помпоны и в таком виде декламировал стихи. Такие представления очень нравились раненым, и Вертинский решил попробовать перенести опыт на большую сцену. Он предложил владелице Театра миниатюр М. Арцыбушевой подготовить программу под названием «Песенки Пьеро», сам разработал для неё декорации и грим. Программа получилась очень эффектной: Вертинский появлялся на сцене в мертвенно-жёлтом освещении, в гриме и костюме Пьеро и под меланхолический аккомпанемент исполнял небольшие композиции («ариетки») собственного сочинения. Современники чаще воспринимали их как песни, хотя сам Вертинский настаивал на том, что это были именно стихи, исполненные в сопровождении музыки. Безусловными «хитами» Вертинского стали «Кокаинетка», «Безноженка», «Маленький креольчик», «Я сегодня смеюсь над собой», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Бал Господень», «Пес Дуглас». Каждая «ариетка» представляла собой маленький моноспектакль, зрителей завораживали и щемящий, надломленный грассирующий голос певца-декламатора, и точные движения его рук, и мимика.
Смелая новация Вертинского имела колоссальный успех в России. На гастролях его приветствовали и столицы, и провинция, число подражателей и пародистов росло как на дрожжах. Конец популярности Вертинского положила Октябрьская революция.

Купив в Константинополе греческий паспорт на имя Александроса Вертидиса, артист начал свою эмигрантскую эпопею. Из Турции он перебрался в Румынию, затем в Польшу и Германию. Именно эмиграция, по признанию Вертинского, сделала из него настоящего профессионала, способного работать практически перед любой аудиторией. В 1925 г. Вертинский переехал в Париж, ставший ему домом на десять лет. Годы, проведённые во Франции, стали временем творческого расцвета артиста. В 1935 г. ветер эмигрантских странствий занёс Вертинского в Шанхай, где проживала тогда большая русская колония. В Китае у Вертинских родилась дочь Марианна. Вторая дочь, Анастасия, появилась на свет уже в Москве, обе впоследствии стали знаменитыми актрисами. Всё чаще и чаще посещали Вертинского мысли о возвращении на Родину. В ноябре 1943 г. артист впервые после многолетнего перерыва снова ступил на родную землю. С этим моментом связана легендарная история: выйдя в Чите из вагона с чемоданом, Александр Николаевич огляделся и с горечью заметил: «Я не узнаю Россию!» Поставив чемодан на перрон, он опустился на колени, чтобы поцеловать землю, а когда поднялся – чемодана уже не было. «Узнаю тебя, Россия!» – якобы воскликнул Вертинский…

Началась жизнь на Родине – в сущности, в новой стране, где многое было чуждо и непонятно Вертинскому. Когда в Министерстве культуры секретарша заполняла на него анкету и поинтересовалась, народный он артист или заслуженный, Александр Николаевич ответил: «Деточка, у меня нет ничего, кроме мирового имени». В 1950 г. Вертинский впервые после огромного перерыва снялся в кино – сыграл кардинала в фильме «Заговор обречённых». Из киноработ Вертинского 1950-х наиболее яркой получилась роль Князя в «Анне на шее», его картавая реплика «Прэлэстно, прэлэстно!» вошла в фольклор.

21 мая 1957 г. Вертинский дал свой последний концерт – выступил в ленинградском Доме ветеранов сцены. В тот же день Александр Николаевич скоропостижно скончался в номере гостиницы «Астория». Великого артиста похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. А созданный им незабываемый образ, песни, роли в кино продолжают жить в русской культуре.

Литература, представленная на выставке:

1. Бабенко, В. Г. Артист Александр Вертинский [Текст]: материалы к биографии. Размышления / В. Г. Бабенко. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. – 60 с.

2. Вертинский, А. Н. Дорогою длинною... [Текст] / А. Н. Вертинский. – М.: Правда, 1991. – 71 с.

3. Вертинский, А. Н. Дорогою длинною... [Текст] / А. Н. Вертинский. – М.: Правда, 1991. – 576 с.

4. Вертинский, А. Н. За кулисами [Текст] / А. Н. Вертинский. – [Б. м.]: Советский фонд культуры, 1991. – 304 с.

5. Истомин, Сергей. Самые знаменитые барды России [Текст]: сборник биографической информации / С. Истомин, Д. Денисенко. – М.: Вече, 2002. – 399 с.

6. Макарова, А. С. Александр Вертинский [Текст]: портрет на фоне времени / А. С. Макарова. – М.: Олимп, 1998. –444 с.

7. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – 672 с.

8. Музыка [Текст]: Энциклопедия / гл. ред. Г. В. Келдыш. – Репринт. изд-е «Музыкального энциклопедического словаря», 1990. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 671 с.

9. Песни и романсы Вертинского А. [Ноты]: песенник / сост. В. Моделя. – Л.: Советский композитор, 1991. – 128 с.

10. Самые знаменитые артисты России [Текст] / С. В. Истомин. – М.: Вече, 2002. – 462 с.

11. Эстрада России, двадцатый век, лексикон [Текст] / Министерство культуры РСФСР, Государственный институт искусствознания; отв. ред. Е. Д. Уварова. – М.: РОССПЭН, 2000. – 782 с.

Отдел литературы по искусству