«Великий композитор-гуманист»

Отделом  литературы по искусству Национальной библиотеки  РД  им. Р. Гамзатова  организована выставка «Великий композитор - гуманист»,  посвященная 180-летию со дня рождения  чешского композитора  Антонина Дворжака.

«Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы».

                                                                                                                                                                                                                                             Г. Ларош

Антонин Дворжак, бесспорно, является самым известным чехом всех времен. Ему удалось то, что под силу далеко не всем великим людям. Еще при жизни его ценили во всей Европе и США, а произведения знали и в Австралии. Могучий талант и упорный труд Дворжака внесли множество великолепных произведений в мировую музыкальную культуру.

8 сентября 1841 года в маленькой чешской деревушке Нелагозевес родился будущий музыкант Антонин Леопольдович Дворжак. Его отец, как и дед и прадед, был мясником. К такой же деятельности в будущем стали готовить и его.

Когда пришло время, Тоничку отдали в школу. Там-то и произошло его знакомство с классической музыкой. Это были поистине замечательные времена для прилежного ученика. Но двухгодичный школьный курс закончился, и Антонина решили отправить в город Злотницу – для овладения ремеслом мясника. Дворжак прилежно вникал в профессию, а потом, как и положено, стал работать на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга.

Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных композиторов. И юноша стал учиться: старательно сидел за партитурами и разбирал ноты. Выпускной экзамен сдал успешно, вот только в характеристике, выданной дирекцией школы, утверждалось: «Большой, но скорее практический талант… В теории он слабее».

Новые перемены в жизни Антонина произошли осенью 1862 года, когда в Праге открылся Временный театр и музыканты капеллы, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Там он проработал 10 лет, а за это время успел поучаствовать в исполнении многих знаменитых опер.

Признание пришло с постановкой оперы «Король и угольщик». 8 января 1875 года Дворжак получил стипендию Министерства культуры и образования, возобновлявшуюся на протяжении 5 лет. Это давало небывалую возможность спокойно творить. Через пять лет последовало заманчивое предложение отправиться в Англию на гастроли. Высокий гонорар позволил композитору приобрести в 1884 году первый в его жизни собственный рояль и купить землю недалеко от городка Пржибрама, в окруженной лесами и лугами горной местности, называемой Высокой. Он построил небольшой дом, разбил сад с беседкой, где любил работать, наслаждаясь пением птиц. В общении с природой и простыми людьми – крестьянами, шахтерами – были созданы многие произведения.

В 1892 году уже достаточно известный Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк, чтобы обучать молодых композиторов. Он был единственным автором в Европе, имевшим опыт работы со славянской музыкой, и мог теоретически и практически научить американцев сочинять музыку национального характера. Ведь и в этой стране был свой фольклор – негритянский и индейский, – так почему бы не использовать его в музыкальном творчестве? С задачей преподаватель справился замечательно. Популярность Дворжака росла. В нем видели первого представителя чешской национальной школы. Он добился всеобщего признания, ему вручали почетные награды, присваивали высокие звания…

Смерть пришла к композитору неожиданно. Никогда не болевший, он внезапно почувствовал себя плохо на премьере последней оперы «Армида» 25 марта 1904 года и вынужден был покинуть Национальный театр, не дождавшись вызовов публики. Целый месяц композитор не выходил из дома, редко покидал постель, но был весел, принимал друзей. Состояние его улучшалось, и вдруг 1 мая он упал и мгновенно умер. В тот же вечер вся Прага узнала о смерти Дворжака: на здании Национального театра были вывешены траурные флаги, а на следующее утро чешские газеты вышли с сообщениями о его кончине. На них откликнулись в Англии, США, Германии, России, Франции. 5 мая на похоронах присутствовали тысячи человек, траурную процессию, прошедшую через всю Прагу, сопровождало пение хоров, в том числе – из Реквиема Дворжака.

Литература, представленная на выставке: 

1. Антонин Дворжак: сборник статей / составление и общая редакция Л. С. Гинзбурга, автор предисловия И. Ф. Бэлза. - Москва: Музыка, 1967. - 259с.: портр., ил., нот. пр.

2. Бэлза И. Ф. Антонин Дворжак: Лекция / И. Ф. Бэлза. - Москва: Музгиз, 1954. - 28с. - (В помощь слушателю музыки).

3. Бэлза И. Ф. Пятая симфония Дворжака: Пояснение / И. Бэлза. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1950. - 20с. : муз. пр. - (В помощь слушателю музыки).

4. Гулинская З. К. Антонин Дворжак / З. К. Гулинская. - Москва: Музыка, 1973. - 240с.: фот., муз. пр. - (Школьная библиотека).

5. Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Е. Л. Гуревич. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 320с.: ил. - (Педагогическое образование).

6. Дворжак в письмах и воспоминаниях: Перевод с чешского / Общая редакция и вступительная статья И. Бэлзы; Примечание О. Шоурка и Бэлзы. - Москва: Музыка, 1964. - 222с.: фот.

7. Дворжак А. Избранные славянские танцы [Ноты]: Для фортепиано в 4 руки / А. Дворжак. - Москва: Советский композитор, 1962. - 99с.: муз. пр. - (Музыка отдыха. Библиотека пианиста-любителя).

8. Егорова В. Н. Симфонии Дворжака / В. Егорова. - Москва: Музыка, 1979. - 319с.: ил., муз. пр.

9. История зарубежной музыки: учебник для консерваторий. - Москва: Музыка, 1980 - . Вып. 4: Вторая половина XIX века / М. С. Друскин. - 5-е издание - 1980. - 150с.: муз. пр.

10.Лазько А. А. Виолончельный концерт (си минор) Дворжака / А. Лазько. - Москва: Музгиз, 1959. - 64с.: муз. пр., фот.

Отдел литературы по искусству