«Утро красит нежным светом»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Утро красит нежным светом», посвященная 150-летию со дня рождения русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

Игорь Эммануилович Грабарь — выдающийся деятель отечественной культуры ХХ столетия.

Родился 25 марта 1871 года в Австро-Венгрии, в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря.

Будучи еще ребенком, Игорь проявил страсть к рисованию. По словам родителей, он изводил кипы бумаги и увлеченно рисовал красками. Когда мальчик подрос, стал брать уроки живописи, проводил в мастерской часы на пролет.

В 11 лет, с 1882 года он учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью. Детство Игоря прошло в Рязанской губернии, и переезд в Москву открыл для него новые горизонты. Учеба в лицее давалась тяжело, Игорь был едва ли не самым бедным из учеников, жил на содержании, его окружали сверстники из состоятельных семей, не упускавшие случая жестоко подшутить над бедностью мальчика. После окончания лицея Игорь Грабарь в 1889 году поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. И, что удивительно, одаренный 18-летний юноша одновременно успевал составлять биографии художников-классиков, писать юмористические рассказы для популярного журнала «Нива», рисовать иллюстрации и выступать в качестве художественного критика с обзорами выставок.

Он поступил в 1894 году в Академию художеств и попал в ученики самого Ильи Репина. Правда, после поступления стало ясно, что душа талантливого студента жаждала новизны, а не строгой академичности. Путь Игоря Грабаря лежал в Мюнхенскую школу живописи. В 1903 году Грабарь окончательно переехал в Москву. Вскоре после переезда в Москву познакомился с художником Н. В. Мещериным. Вернувшись в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он был заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы.

Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег», «Грачиные гнезда», «Хризантемы», «Неприбранный стол» и др.

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Игорь Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал «Портрет матери», «Светлану», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе». Обращается он и к тематической картине – «В. И. Ленин у прямого провода», «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина».

Искусство для Игоря Грабаря всегда было предметом познания и созидания. Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир, он всегда стремился запечатлеть его в красках.

Он был многогранной личностью. Современники не зря называли его «человеком-оркестром» – он умел делать практически все. Игорь Грабарь служил искусству как живописец и художник как историк искусства и как его критик, как архитектор и реставратор, музейный деятель и педагог.

Он полностью отдавал себя искусству.

Игорь Эммануилович Грабарь — автор залитых обильным светом натюрмортов и пейзажей. Также получил известность как искусствовед. Он изменил планировку Третьяковской галереи, а также создал первый научно обоснованный её каталог. Живописец был организатором выставок живописцев СССР за границей и занимался сохранением старинных фресок и икон.

Художник умер 16 мая 1960 года.

Литература, представленная на выставке:

1. Грабарь Игорь. Письма 1891-1917 / ред. Л. В. Андреева. - М.: Наука, 1974. - 472 с.: ил.

2. Игорь Эммануилович Грабарь / авт. текста Е. В. Журавлева. - Москва: Советский художник, 1961. - 15 с.: цв. ил.

3. Грабарь Игорь Эммануилович. - М.: Советский художник, 1971. - 125 с.: ил.

4. Игорь Эммануилович Грабарь / вступ. статья Н. Г. Машковцева. – Москва: Искусство, 1962. - 75 с.: цв. ил.

5. Игорь Грабарь: Письма 1941-1960 / ред.: Н. А. Евсина, Т. П. Каждан, В. Н. Лазарев. – Москва: Наука, 1983. - 368 с.: ил.

6. Игорь Эммануилович Грабарь / ред. Е. И. Буторина. - Москва: Советский художник, 1955. - 78 с.: цв. ил.

7.Коновалов Э.Г. Словарь русских художников: Новый полный библиографический / Э.Г. Коновалова. - Москва: ЭКСМО, 2008. - 576 с.

8. Подобедова О. И. Игорь Эммануилович Грабарь / О. И. Подобедова. - М.: Советский художник, 1966. – 338 с.: ил.

9. Русские художники от А до Я: альбом / Е. М. Алленова [и др.]. - Москва: СЛОВО, 1996. - 216 с.: ил.

10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / сост. Т. Г. Петровец. - М. : Олма - Пресс, 2001. - 320 с.: цв.ил., портр.

Отдел литературы по искусству