«Тропическое солнце в красках»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Тропическое солнце в красках», посвящённая 170-летию со дня рождения великого французского художника Поля Гогена.

Гоген не был профессиональным художником, он начал заниматься живописью как любитель. Однако впоследствии стал крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Мало кто из людей искусства так полно, как Гоген, воплотил в себе миф о проклятье художника. Он стал прототипом гения, который безрассудно принёс в жертву собственной мечте не только благополучие, но и саму жизнь.

Талантливый художник родился 7 июня 1848 года в семье политического журналиста в Париже. Поль Гоген учился в закрытых учебных заведениях, куда его устраивали ради экономии скудного семейного бюджета. Атмосфера в этих школах была невыносимой для него. Он терпел и торопил время, чтобы поскорее окончилась ненавистная учёба и можно было, наконец, осуществить свою мечту – стать моряком. Мечта сбылась: в 17 лет он пошёл служить матросом на торговом корабле, а потом перешёл в военный флот.

После «морского периода» юности и возвращения в Париж опекун определил Поля Гогена на работу в банк – простым служащим. Это обстоятельство поспособствовало его независимому положению. Теперь всё своё свободное время он проводил в музеях, изучая живопись мастеров. Интерес к искусству возник неожиданно и необъяснимо. Во всяком случае, монотонная, серая жизнь банковского клерка никак не могла спровоцировать такой странный зигзаг в сознании. Но это случилось. Поль замкнулся в себе, потерял всякий интерес ко всему обыденному, житейскому. Он был одержим теперь сумасшедшей страстью – писать картины. Для этого он поступил в частную академию Коларосси. На парижских выставках появились, наконец, первые картины Гогена: «Сусанна», «Сена у Иенского моста», «Сад под снегом» (1875–1883). По манере исполнения они были приближены к импрессионизму.

Позднее Гоген увлёкся эстетикой символистов, которые делали эмоциональный акцент на цвете и линии, и отказывается от импрессионистской манеры разложения цветов. В 1887 г. Гоген уехал на остров Мартинику, чтобы сосредоточиться и отточить свой стиль письма. И картины, написанные там, уже демонстрируют декоративность цвета и подчёркнутую выразительность силуэта. Эти основные признаки и определяют узнаваемый стиль Гогена.

На следующем этапе жизни Гоген окончательно бросил банковскую службу и занялся исключительно искусством, невзирая на крайнюю нужду. Живя в Бретани, он писал природу и людей провинции, где сохранились бытовые черты старины: «Натюрморт со щенятами», «Старые девы в Арле», «Арльское кафе». В них есть и особые композиционные приёмы, навеянные японской гравюрой. В 1889–1890 годах Гоген продолжает совершенствовать свой стиль. В его картинах «Стога», «Прекрасная Анжела», «Здравствуйте, господин Гоген!», «Жёлтый Христос» сквозят тоска и усталость, вызванные нищетой и непризнанностью.

В 1891 г. Гоген уехал на Таити – это была его давняя мечта. Там он много и плодотворно работал, жил самой естественной жизнью среди простодушных туземцев. На Таити он написал свои лучшие картины: «Беседа», «Дух мёртвых бодрствует», «А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и другие. Он ещё возвращался во Францию (1893), чтобы устроить свою выставку. Друзья-художники были в восторге от его новых работ, но салонная публика не приняла такого Гогена.

Спустя два года он навсегда оставил родину и вернулся на любимый Таити. Его творчество приобрело черты религиозно-мистического направления, но и таитян он тоже много писал. Его творчество и образ жизни не удовлетворяли колониальную власть, и она как могла мешала ему жить. К тому же Гоген начал слепнуть. Но даже уже тяжело больной и почти слепой, он продолжал писать.

Умер Гоген 9 мая 1903 г. то ли от сердечного приступа, то ли это было самоубийство, то ли убийство. Его картины, написанные на Таити, которыми он расплачивался с местными торговцами, стелили под ноги вместо ковриков, использовали для собачьих подстилок, резали на куски, чтобы залатать дырявую обувь. А всё оставшееся в хижине после смерти художника просто выбросили на помойку.

Литература на выставке:

1. Гоген. Взгляд из России [Альбом-каталог] / Гоген. – М.: Советский художник, 1990. – 365 с.: цв. ил.

2. Гоген [Текст] / авт. Джованна Николетти. – М.: Белый город, 2000. – 65 с.: цв. ил. (Мастера живописи).

3. Дзуффи, Стефано. Большой словарь художников от А до Я [Текст] / С. Дзуффи. – М.: ОМЕГА, 2008. – 512 с.: цв. ил., портр.

4. Кочик, О. Я. Мир Гогена [Текст] / О. Я. Кочик. – М.: Искусство, 1991. – 300 с.: цв. ил.

5. Перрюшо, Арни. Поль Гоген [Текст] / Арни Перрюшо; пер., авт. послесл. К. Г. Богемская. – М.: Искусство, 1979. – 344 с.: ил., портр.; 21 см (Жизнь в искусстве).

6. Перрюшо, Арни. Жизнь Гогена [Текст] / Арни Перрюшо; пер. с фран. Ю. Яхниной. – М.: Радуга, 1989. – 336 с.: цв. ил.

7. Поль Гоген. Письма. Ноа Ноа [Текст]: Из книги «Прежде и потом» / сост. А. С. Кантор-Гуковская. – Л.: Искусство, 1972. – 255 с.: цв. ил.

8. Энциклопедия мировой живописи / Е. В. Иванова. [Текст]. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 496 с : цв. ил., портр.

Отдел литературы по искусству