«Сын дагестанского народа»

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова 15 февраля 2018 года организовал выездную выставку в Северо-Кавказском институте (филиале) ВГУЮ (РПА Минюста России) «Сын дагестанского народа». Выставка посвящена жизни и деятельности великого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. Он является одним из самых известных национальных героев кавказских народов.

Происходил Шамиль из аварцев. Сын аварского узденя кузнеца Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха – Баху-Меседу. Предки Шамиля по отцовской линии были кумыки (дед – Али, прапрадед – Амирхан). Родился Шамиль в селении Гимры (Генуб) общества Хиндалал Аварии (Аварское ханство; ныне Унцукульский район, западный Дагестан) 7 июля 1797 года. Имя ему дано было в честь деда – Али. В детстве много болел, и родители согласно поверьям дали ему новое имя – Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Очень трепетно имам Шамиль относился к религии.

Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племён первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Начав в 20-х гг. XIX в. с проповеди крайних религиозных идей, Шамиль принял участие в борьбе горцев-мусульман против Российской империи. Храбрость, воля, организаторский талант и красноречие обеспечили Шамилю популярность среди горцев. После смерти местного лидера Гамзат-бека Шамиль в 1834 г. был провозглашён имамом (духовный и светский вождь), подавил сопротивление дагестанских князей и 25 лет безраздельно властвовал над горскими кланами.

Шамиль мечтал создать из горцев регулярную армию. Горцы, предводительствуемые Шамилём, много лет оказывали упорное сопротивление более сильным и многочисленным русским войскам. Партизанские действия в обстановке Кавказских гор наносили серьёзный урон растянутым силам царской армии. Благодаря своему полководческому дару в 40-х гг. имам Шамиль одержал несколько побед. В начале 1840-х годов Шамилю удалось утвердить власть над всем восточным и частью западного Кавказа.

В дальнейшем же всё яснее обозначался успех царских войск. Увеличение их количества, улучшение вооружения и технических средств уменьшали шансы Шамиля на благоприятный исход борьбы. Замечалось постепенное охлаждение горцев к священной войне. Имам отступал, переходя из одного аула в другой.

25 августа 1859 г. уже не представлявшего особой опасности имама с 400 последними мюридами настигли в ауле Гуниб, а на следующий день он сдался в почётный плен.

Шамиль жил на царском обеспечении с семьёй в Калуге. На склоне лет был отпущен в хадж и умер в марте 1871 г. в Медине (ныне в Саудовской Аравии).

Литература, представленная на выставке:

1. Гаджиев Б.И. Царские и Шамилёвские крепости в Дагестане. – Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2006. – 256 с.

2. Гаджиев Б.И. От Гимр до Медины. – Махачкала: Даг. кн. изд, 1992. – 176 с.

3. Дагирова Д.А. Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо. – Махачкала: ООО «Лотос», 2012. – 119 с.

4. Дагестан и дагестанцы: взгляд на себя. Сборник статей / под общ. ред. А.-Н.З. Дибирова. – М.: РОССПЭН, 2013. – 349 с.

5. Дадаев Ю.У. По тропам Шамилёвских сражений. – Махачкала: Юпитер, 1997. – 280 с.

6. Даниялов Г.-А.Д. Имамы Дагестана. По долинам и скалам Дагестана. – Махачкала: Юпитер, 1996. – 140 с.

7. Доного Х.М. Ордена Шамиля. Махачкала: Респуб. газетно-журнальная типография, 1995. – 70 с.

8. Магомедов Р.М. Шамиль в отечественной истории. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. – 104 с.

9. Павленко П. Шамиль. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. – 224 с.

10. Письма Шамиля. – Махачкала: ДНЦ РАН,1997.-320 с.

11. Чеснин-Ибрагимова С.Г. Дагестан и имам Шамиль в политической биографии Гасана ал-Алкадари. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. – 53 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы