«Светлая радость бытия»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Светлая радость бытия», посвящённая 135-летию со дня рождения русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучное под Харьковом, была младшим ребёнком из шестерых детей. Её мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа. Отец – скульптор Евгений Лансере – умер от туберкулёза, когда Зинаиде было полтора года.

Детские и юные годы будущей художницы прошли в Петербурге в большой дружной семье деда – Н. Л. Бенуа. В многолюдной семье Бенуа все жили интересами искусства, здесь постоянно царила творческая атмосфера.

В 1900 году Зинаида выпустилась из женской гимназии и поступила в петербургскую Академию художеств. Скоро она сменила Академию на художественную школу известной меценатки княгини Марии Тенишевой, а затем стала посещать мастерскую знаменитого портретиста Осипа Браза. Познакомившись с талантливой художницей Анной Остроумовой-Лебедевой во время путешествия по Италии в 1902—1903 годах, Зинаида Лансере окончательно перестала сомневаться в правильности выбранного пути — она решила заниматься живописью самостоятельно, без участия более опытных наставников.

В 1905 году З. Серебрякова отправились в Париж, где начинающая художница стала брать уроки живописи в легендарной Академии де ла Гранд Шомьер. Однако З. Е. Серебрякова хотела вернуться в Нескучное – только там художница чувствовала себя по-настоящему счастливой. Эта вовлечённость в круглогодичный цикл крестьянских работ, в смену времён года есть во многих картинах Серебряковой этого периода. Одна из самых известных – этюд «Уборка хлеба», где крестьянки дружно трудятся в поле в ярко-красных и синих сарафанах и кипенно-белых рубахах. К тому же периоду относится автопортрет «За туалетом» (1909 год). Серебрякова начала писать его «играючи», но именно эта картина и сделала её знаменитостью. В работе З. Е. Серебрякова не использовала абстрактных форм и скрытых смыслов, предпочитая изображать природу, невинные детские игры, красивое и здоровое женское тело. Последнему она посвятила ещё одну монументальную картину – «Баня» (1913), в центре сюжета которой – банный день крестьянок. Одна из её самых известных работ – портрет детей «За завтраком» (1914) – детские лица, обращённые к художнице, стол, белая скатерть, кольца для салфеток, фарфоровая супница, руки бабушки, разливающей суп по тарелкам.

В 1924 году Серебрякова окончательно осознала, что в новой Советской России у неё нет ни перспектив, ни надежды обеспечить семью. Художница решила, что выход один – ехать во Францию и работать там. В 1928 году удача всё-таки улыбнулась художнице. После участия в выставке «Старое и новое русское искусство» в Брюсселе она получила предложение от бельгийского барона Броуэра написать портреты членов его семьи. На этом везение Серебряковой не закончилось – барон спонсировал два её путешествия в Марокко в 1928 и 1932 году. Пейзажи, написанные в этих поездках, принадлежат к лучшему из того, что создано художницей в эмиграции. В 1965 году наконец-то открылись сразу три её выставки – в Москве, Киеве и Ленинграде; подготовка к ним заняла пять лет. Зинаиде Серебряковой было уже за 80, и она ждала вестей о реакции публики на картины. И дождалась. Успех был оглушительным – толпы у входа на выставки, восторженные отклики в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. Советские музеи скупали её картины, а альбомы с её работами выпускались миллионными тиражами. Наконец-то картины Серебряковой увидели те, кто только слышал о ней. Репродукции её картин стали украшать стены многих домов советской интеллигенции, а коллекционеры приобретали полотна за баснословные суммы. А у художницы-эмигрантки наконец-то отлегло от сердца: её картины вернулись на родину.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в возрасте 82 лет. Она похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Литература:

1. Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице [Текст] / авт., сост. В. П. Князева, авт. примеч. Ю. Н. Подкопаева. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 301 с.: цв. ил.

2. Зинаида Евгеньевна Серебрякова [Текст]: Выставка произведений из музеев и частных собраний. Каталог / Союз художников СССР. – М.: Советский художник, 1973. – 61 с.: ил.

3. Зингер, Л. С. Советская портретная живопись 1917 – начала 1930-х годов [Текст] / Л. С. Зингер. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 296 с.: ил.

4. Каталог выставки З. Серебрякова [Текст]: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. – М.: Советский художник, 1986. – 254 с.: ил.

5. Князева, Валентина Павловна. Зинаида Евгеньевна Серебрякова [Текст] / В. П. Князева. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 252 с.: ил.

6. Островский, Г. Рассказ о русской живописи [Текст] / Г. Островский. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 357 с.: ил.

7. Рисунки Зинаиды Евгеньевны Серебряковой [Текст]: Каталог выставки. – М.: Советский художник, 1987. – 42 с.: ил., рис.

8. Савинов, Алексей Николаевич. Зинаида Евгеньевна Серебрякова [Текст] / А. Н. Савинов. – Л.: Художник РСФСР, 1973. – 75 с.: ил.

9. Серебрякова [Текст]: Альбом. – М.: Советский художник, 1969. – 75 с.: цв. ил.

10. Серебрякова З. [Текст]: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. – М.: Советский художник, 1986. – 255 с.: ил.

11. Энциклопедия искусства XX века [Текст] / авт.-сост. О. Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 352 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству