«Содружество прекрасных муз под сенью Аполлона»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка  «Содружество прекрасных муз под сенью Аполлона», посвященная 245-летию со дня основания Большого театра.

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.

28 марта (17-го по ст. стилю) 1776 года Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.

То здание Большого, что уже в течение многих лет воспринимается всеми как одна из главных достопримечательностей Москвы, открылось 20 августа 1856 г. в дни коронации Александра II.

29 октября 2002 года труппа театра получила Новую сцену, на которой и разворачивалась ее деятельность в годы масштабной реконструкции исторического здания. Здание является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса.  В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, включая XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Последних новейшая история Большого театра знает уже немало: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты «Misericordes» в постановке Кристофера Уилдона, «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, танцпьеса «А дальше – тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.

Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.

Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.

Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них – его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.

Литература, представленная на выставке:

1. Большой театр СССР. Вып.4 / редактор М. Чурова. - Москва: Советский композитор, 1984. - 398с.: ил.

2. Большому театру СССР 200 лет. - Москва, 1976. - 30с.: ил.

3. Бочарникова Э. Большой театр: краткий исторический очерк / Э. Бочарникова. - Москва: Московский рабочий, 1987. - 190с.: ил.

4. Грошева Е. А. Из зала большого театра: статьи, рецензии, очерки / Е. Грошева. - Москва: Советский композитор, 1969. - 509с.: ил.

5. Ермолаев А. Алексей Ермолаев: сборник статей / А. Ермолаев; редактор М. А. Чурова. - Москва: Искусство, 1974. - 250с.: ил.

6. Львов-Анохин Б.А. Галина Уланова: монография / Б. А. Львов-Анохин. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Искусство, 1984. - 349с.: ил.

7. Мастера большого театра народные артисты СССР: к 200-летию Государственного академического Большого театра СССР / редактор М. Яковлев. - Москва: Советский композитор, 1976. - 695с.: ил.

8. Певцы Большого театра СССР: одиннадцать портретов / составитель Д. И. Сергеева. - Москва: Музыка, 1978. - 173с.: ил.

9. Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая... / М. Плисецкая. - Москва: АО «Издательство «Новости», 1995. - 496с.: ил.

10. Смолина К. Сто великих театров мира / К. Смолина. - Москва: Вече, 2002. - 480с.: ил.

11. Художники большого театра за 200 лет: каталог выставки произведений / автор предисловия Е. М. Костина; составитель М. И. Тренина; редактор М. А. Богданов. - Москва: Искусство, 1976. - 115с.: ил.

12. Шавердян А. Большой театр Союза ССР. / А. Шавердян. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1952. - 223с.: ил.

Отдел литературы по искусству