«Продолжатель классических традиций»

С 16 ноября 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «Продолжатель классических традиций», посвящённая  135-летию со дня рождения российского композитора Юрия Александровича Шапорина.

Творчество и личность Юрия Шапорина - явление значительное в советском музыкальном искусстве. Носитель и продолжатель культурных традиций подлинной русской интеллигенции, человек с разносторонним университетским образованием, впитавший с детства все многообразие русского искусства, глубоко знающий и чувствующий русскую историю, литературу, поэзию, живопись, архитектуру - Шапорин принял и приветствовал перемены, принесенные Великой Октябрьской социалистической революцией, и сразу активно включился в строительство новой культуры.

Юрий Александрович Шапорин родился 27 октября (8 ноября) 1887 года в городе Глухов (ныне — Сумская область, Украина) в семье русских интеллигентов. Отец был одаренным художником, мать - выпускницей Московской консерватории, ученицей Н. Рубинштейна и Н. Зверева. Искусство в различных его проявлениях окружало будущего композитора буквально с колыбели.  Интересно, что даже география жизни Юрия Александровича выявляет его связи с истоками русской истории, культуры, музыки: это Глухов - обладатель ценных архитектурных памятников, Киев (там Шапорин учился на историко-филологическом факультете университета), Петербург-Ленинград (где будущий композитор учился на юридическом факультете университета, в консерватории и жил в 1921-34 гг.), Детское село, Клин (с 1934) и, наконец, Москва.Всю жизнь композитора сопровождало общение с крупнейшими представителями современной русской и советской культуры - композиторами А. Глазуновым, С. Танеевым, А. Лядовым, поэтами и писателями М. Горьким, А. Толстым, А. Блоком, Вс. Рождественским, художниками А. Бенуа, М. Добужинским, Б. Кустодиевым, режиссером Н. Акимовым и др.

Любительская музыкальная деятельность Шапорина, начавшись еще в Глухове, продолжалась в Киеве и Петрограде. Будущий композитор любил петь в ансамбле, в хоре, пробовал силы в сочинении. В 1912 г. по совету А. Глазунова и С. Танеева он поступил в класс композиции Петербургской консерватории, которую он в связи с призывом на военную службу закончил лишь в 1918 г. Это были годы, когда начинало формироваться советское искусство. В это время Шапорин начинает работать на одном из важнейших его участков - деятельность композитора долгие годы связана с зарождением и формированием молодого советского театра. Он работал в Большом драматическом театре Петрограда, в драматическом театре Петрозаводска, в Ленинградском театре драмы, позднее ему пришлось сотрудничать с театрами Москвы (им. Е. Вахтангова, Центральный детский, МХАТ, Малый). Ему приходилось заведовать музыкальной частью, дирижировать и, конечно, писать музыку к спектаклям, в числе которых были "Король Лир», «Много шума из ничего» В. Шекспира,  «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Борис Годунов» Пушкина и др. Впоследствии опыт работы этих лет пригодился Шапорину при создании музыки к кинофильмам («Три песни о Ленине, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов» и др.).

Высокое мастерство, свойственное Шапорину слияние эпического и лирического начал проявились в одном из лучших его произведений - симфонии-кантате "На поле Куликовом" (на ст. А. Блока, 1939). Композитор избирает темой своего сочинения поворотный момент русской истории, его героическое прошлое. Музыка кантаты насыщена жизнью, движением, разнообразием запечатленных человеческих чувств.

Историко-революционной теме посвящена и единственная опера композитора «Декабристы» (либр. Вс. Рождественского по мотивам А. Н. Толстого, 1953) - произведение крупного масштаба, широкого дыхания. Первые сцены будущей оперы появились уже в 1925 г., - тогда Шапорин представлял себе оперу как произведение лирическое, посвященное судьбе декабриста Анненкова и его возлюбленной Полины Гебль. В результате длительной и напряженной работы над либретто, неоднократных обсуждений его историками и музыкантами лирическая тема была отодвинута на второй план, и основными стали героико-драматические и народно-патриотические мотивы.

На протяжении всего творчества Шапорин писал камерно-вокальную музыку. Его романсы входят в золотой фонд советской музыки. Непосредственность лирического высказывания, красота большого человеческого чувства, подлинный драматизм, своеобразие и естественность ритмического прочтения стиха, пластичность мелодии, разнообразие и богатство фортепианной фактуры, законченность и цельность формы отличают лучшие романсы композитора.

В продолжение всей жизни Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью; выступал в печати как критик. С 1939 г. и до последних дней жизни он вел класс композиции и инструментовки в Московской консерватории. Великолепное мастерство, мудрость и тактичность педагога позволили ему воспитать столь разных композиторов, как Р. Щедрин, Е. Светланов,  А. Флярковский и др.

Искусство Шапорина, художника истинно русского, всегда этически значимо и эстетически полноценно. Он сумел в XX веке, в сложный период развития музыкального искусства, когда рушились старые традиции, создавались бесчисленные модернистские течения, сказать о новых социальных сдвигах на языке понятном и общезначимом. Он явился носителем богатых и жизнеспособных традиций русского музыкального искусства и сумел найти свою собственную интонацию, свою, «шапоринскую ноту», которая делает его музыку узнаваемой и любимой слушателями.

Умер Юрий Александрович 9 декабря 1966 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Издания, представленные на выставке:

1. Васина-Гроссман, Вера Андреевна. Ю. А. Шапорин / В. А. Васина-Гроссман. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1946. - 43 с.

2. Зильберквит, Марк Александрович.Мир музыки / М. А. Зильберквит. - Москва: Детская литература, 1988. - 335 с.: цв. ил.

3. Мартынов, Иван Иванович. Юрий Шапорин / И. И. Мартынов. - Москва: Музыка, 1966. - 163 с.: фот., муз. пр.

4. Музыка и музыканты. Творческие и биографические материалы в фондах и коллекциях рукописного отдела Пушкинского дома XVIII-XX вв.: биография коллективная / ред. Т. Г. Иванова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. - 432 с.

5. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал ЛТД, 2001. - 512 с.

6. Смирнова, Ираида Александровна. Романсы Шапорина  / И. А. Смирнова. - Москва: Советский композитор, 1968. - 96 с.: муз. пр.

7. Шапорин, Юрий Александрович. Романсы и песни для голоса с фортепиано: Ноты: Первая тетрадь / Ю. А. Шапорин; пер.: П. Люкэ, О. Моисеенко. - Москва: Советский композитор, 1963. - 185 с. : муз. пр.

8. Шапорин, Юрий Александрович. Декабристы: Ноты: Опера. Клавир / Ю. А. Шапорин. - Москва: Советский композитор, 1975. - 347 с.: муз. пр.

9. Шапорин, Юрий Александрович. Декабристы / Ю. А. Шапорин. - Москва: Музгиз, 1956. - 66 с.

10. Юрий Шапорин: Избранные статьи / составитель Р. Римский. - Москва: Советский композитор, 1969. - 127 с.: фот.

11. Юрий Александрович Шапорин: Статьи. Материалы. Воспоминания / редактор-составитель Е. Грошева. - Москва: Советский композитор, 1989. - 434 с.: муз. пр., ил.

12. Ю. А. Шапорин: Нотографический и библиографический справочник / составитель Е. Л. Садовников. - Москва: Музыка, 1966. - 120 с. : муз. пр.

Отдел литературы по искусству