«Прирожденный оркестровщик»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Прирожденный оркестровщик», посвященная 145-летию французского композитора Мориса Равеля.

Морис Равель - французский композитор-импрессионист, вошедший в историю как реформатор музыки начала 20 века. Балет «Болеро», композицию для которого сочинил Равель, и сейчас с успехом идет на сценах мировых театров. Музыкант известен также как критик, пианист и дирижер.

Морис Равиль родился 7 марта в южном французском городке Сибуре в семье инженера путей сообщений

Вырос музыкант в Париже, куда вскоре после появления наследника перебрались родители. С семи лет мальчика обучали музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Учителями юного дарования стали знаменитости того времени – музыкант и композитор Габриэль Форе, пианист Шарль Берно, которые помогли таланту Мориса раскрыться, и Андре Жедальж.

Путь к получению диплома оказался тернистым и долгим: смелые взгляды, независимость суждений и стремление демонстрировать собственный стиль в музыке руководство консерватории принимало в штыки, Равеля отчисляли на пару лет, восстанавливали, затем снова выгоняли.

Известность Равелю принесло произведение «Павана на смерть инфанты», а еще через два года он создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы.

Непревзойдённый мастер оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. Такими шедеврами стали «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Дитя и волшебство» и другие. Равель – автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского.

Музыка Равеля сочетает тонкую колористичность с мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным классическим идеалам – ясности стиля, чувству меры и красоты.

Во время Первой мировой войны Равель ушел добровольцем на фронт, где не переставал сочинять. Результатом стали глубоко драматические произведения, одно из которых – фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни мозга Равель прекратил творческую деятельность. Последнее произведение композитора - «Три песни», написанные для Ф. Шаляпина.

Умер Морис Равель 28 декабря 1937 года в Париже, где и был похоронен на кладбище пригорода Леваллуа-Перре.

Большой мастер, одаренный художник, Равель обогатил французское и мировое музыкальное искусство творениями огромной ценности. Его открытия в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыке.

Список литературы:

1. Гозенпуд А. Оперный словарь. / А. Гозенпуд. - М.-Л.: Музыка, 1965. - 479 с.

2. Мартынов И. И. Морис Равель / И. Мартынов. - Москва: Музыка, 1979. - 335 с.

3. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - 672 с.: ил.

4. Музыка: Энциклопедия / Гл.ред. Г.В. Келдыш. - Репринт.изд-е "Музыкального энциклопедического словаря"1990г. - М. Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.: ил.

5. Певцы советской эстрады [Сб. статей] / сост. М. В. Успенская. - М.: Искусство, 1977. - 278 с.

6. Смирнов В. Морис Равель (1875-1937) [Популярная монография] / В. Смирнов. - Л.: Музыка, 1989. - 64 с.

7. Энциклопедический музыкальный словарь: словарь / отв. ред. Г. В. Келдыш; сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. - Москва: Большая советская энциклопедия, 1959. - 326 с.: ил.

8. Энциклопедический словарь юного музыканта : для среднего и старшего школьного возраста / сост.: В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. - Москва: Педагогика, 1985. - 350 с.: ил.

Отдел литературы по искусству