«Портрет как декоративный элемент в изданиях редкого фонда»

В читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова с 14 декабря 2021 года в рамках цикла «Искусство книги» экспонируется книговедческая выставка «Портрет как декоративный элемент в изданиях редкого фонда».

Экспозиция может заинтересовать как любителей старинной книги и книжного искусства, так и художников, работников сферы искусства.

Книга – величайшее достояние человеческой культуры. Только держа в руках настоящую книгу, можно погрузиться в ее мир, прочувствовать ее историю и оценить огромную работу над ее созданием не только автора, но и всех, кто подарил ей жизнь.

Иллюстрация в книге играет не последнюю роль в этом непростом виде искусства. Иллюстрация сама по себе предмет искусства, а вместе со шрифтом, виньетками, полями, буквицей создаёт единый ансамбль, формирует эстетику книги. Иллюстрации в раритетах отличаются не только особым художественным исполнением, но и творческим замыслом сюжета. В частности, в книгах 18-19 вв. декоративным элементом служил так называемый фронтиспис.

Фронтиспис  -  это элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице перед титульным листом (франц. frontispice, от лат. frons (frontis) - лоб или передняя сторона и specie, spicio - смотрю). Обычно на фронтисписе помещают портрет автора книги или её главного героя, а то и просто красивую гравюру, говорящую о самом главном в книге. Можно сказать, что это главная иллюстрация в книге. Фронтиспис не является обязательным элементом книжного оформления, но очень украшает любое издание.

В XVII в. фронтисписом называли также гравированный титульный лист — декоративную композицию с портретом автора, предшествующую наборному титульному листу.

Эпоха расцвета фронтисписа была связана с подъемом стиля барокко и заменой гравюры на дереве гравюрой по меди. В старых книгах портрет на фронтисписе нередко был единственной иллюстрацией.

По традиции  фронтиспис изображал портрет автора публикуемого сочинения, исполненный по живописному или скульптурному оригиналу.  Портрет мог быть частью аллегорической композиции, например, сцены апофеоза автора. И хотя гравюра всегда была «вторичным», а иногда и «третичным» продуктом искусства, т.е., «изображением изображения», гравёр обладал не меньшим авторитетом, чем живописец.

Образ героя произведения — вот еще один вариант портретного фронтисписа. Обычно это историческое лицо или, возможно, ряд исторических лиц, фигурирующих в тексте книги. Граверы стремились создать собственное произведение, а не бездушную копию.

Иллюстраторы-портретисты давали «копиям» (иногда с собственных рисунков) новую жизнь, привносили в них свое мастерство, свое ощущение линии, тона, освещения. По сути, они были соавторами выполненного живописцем произведения.

В большинстве своем фронтисписные портреты в редких изданиях награвированы на светлом фоне изящным резцом и пунктиром. Никакие лишние детали не отвлекают от изображенной модели, от выразительного лица и характера. Именно в этом: подчеркнутой ценности личности человека — проявляется сильная сторона фронтисписных гравюр.

В фонде редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова немало изданий с портретными фронтисписами авторов или героев сюжета. Это неповторимые гравюры мастеров - иллюстраторов книги, таких как: Николай Уткин, Степан Галактионов, Кирилл Горбунов, Андрей Ухтомский, Николай Брезе, Франц Тейхель, немецкий художник, работавший в России, а также гравюры знаменитого издательства Брокгауза в Лейпциге и уникальные гравюры зарубежных мастеров в иностранных изданиях XVIII-XIX вв.

Библиофилы, также любители искусства могут ознакомиться не только с документами экспозиции, но и другими раритетами из фонда редких книг.

Добро пожаловать в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова!

Отдел редких книг