«Поклонник и созидатель красоты»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Поклонник и созидатель красоты», посвящённая 180-летию со дня рождения русского художника Константина Егоровича Маковского.

Художник Константин Маковский – один из величайших русских живописцев России XIX века, член Товарищества передвижных художественных выставок, автор просто огромного количества жанрово-исторических полотен, обладатель выдающегося мастерства и таланта.

Нужно отметить, что судьба была достаточно благосклонна к Константину Егоровичу – скоро картины Маковского стали пользоваться просто фантастической популярностью не только среди российских коллекционеров, но и далеко за пределами России.

Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств. В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, в особенности художественному мастерству. В доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Константин поступил в училище живописи двенадцатилетним подростком, окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский как один из лучших учеников художественного училища был награждён за выдающиеся успехи Малой серебряной медалью Академии художеств. В Академии быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника, и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова». А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в том числе и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация Академии ответила отказом, и 14 молодых художников в знак протеста покинули стены Академии с дипломами художников 2-й степени. «Четырнадцать бунтарей» в скором времени основали Товарищество передвижных выставок.

Оказавшись вне стен Академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селёдочница», «Бедные дети» и три портрета получил звание академика. А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». И был удостоен звания профессора Академии живописи. В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на Ближний Восток, где писал картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин». 

К концу XIX века Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период он создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства XVII века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд». В это же время живописец создаёт целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень. Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников» и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.

На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Великий русский живописец умер в 1915 году, в возрасте 76 лет.

Литература, представленная на выставке:

1. Коновалов, Э. Г. Словарь русских художников [Текст]: новый полный библиографический / Э. Г. Коновалова. – М.: ЭКСМО, 2008.

2. Михайлова, К. В. Живопись XVIII – начала XX века [Текст]: из фондов Государственного русского музея / К. В. Михайлова. – 2-е изд. – Л.: Художник РСФСР, 1982. – 235 с.: цв. ил.

3. Передвижники [Текст]: Картины из собраний музеев СССР / автор-составитель А. К. Лебедев. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – 175 с.: ил.

4. Помыткина, Л. К. Маковский. «Воззвание Минина» [Альбом] / Л. Помыткина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. – 32 с.: цв. ил.

5. Популярная художественная энциклопедия [Текст]: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. / Кн. 1 А-М. – М.: Советская энциклопедия, 1999. – 447 с.: ил.

6. Рогинская, Фрида Соломоновна. Товарищество передвижных художественных выставок [Текст]: Исторические очерки / Ф. С. Рогинская. – М.: Искусство, 1989. – 430 с.: ил.

7. Тарасов, Л. К. Е. Маковский [Текст] / Л. Тарасов. – М.: Искусство, 1948. – 32 с.: ил.

8. Энциклопедия русской живописи [Текст] / ред. Т. В. Калашникова. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству