«О сокровенном – ярко и зримо»

С 28 июля 2021 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «О сокровенном – ярко и зримо», посвященная 215-летию со дня рождения выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова.

В истории русского искусства есть имя, которое невозможно вместить в какие бы то ни было рамки. В этом художнике многое необычно; прежде всего – уровень его дарования. Не отказываясь ни от одной из художественных систем, существовавших в его время, он наполнил жизнью уходящий классицизм, соединив его с романтизмом и реализмом. Речь идет об Александре Андреевиче Иванове.

Александр Андреевич родился 28 июля 1806 года в Петербурге в семье Андрея Ивановича Иванова и Екатерины Ивановны Диммерт. Мальчик рано проявил художественные способности.

В 11 лет он в качестве «вольноприходящего» слушателя начинает посещать Императорскую академию художеств, где в качестве профессора служил его отец. За время обучения получил две серебряные и две золотые медали.

В 1830 художник уехал в Италию для дальнейшего обучения живописи. Поездку оплатило Общество поощрения художеств. Проехав Германию и Австрию, Иванов поселился в Риме. Там он изучает античное искусство и работы мастеров Возрождения. В Италии он проживет 28 лет.

В Риме Александр Иванов пишет картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» и «Явление Христа Марии Магдалине». За последнюю картину художник был удостоен звания академика художеств и продления оплаты поездки в Италию на три года.

Эти картины принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем.

Иванов, никогда не претендовавший на роль «технического» новатора, в подготовительных работах к своей главной картине, тем не менее, совершил настоящий прорыв в будущее — к открытиям импрессионистов и символистов.

Иванова нередко называют «автором одной картины». Это, конечно, не совсем верно. Да,  «Явление Христа народу» явно выделяется в ряду законченных ивановских полотен, рядом с ним первые его «академические» произведения  «стушевываются», меркнут. Да и сама продолжительность работы над этим шедевром, некоторая «зацикленность» автора на нём, вызывавшая не только восхищение и удивление, но и злые насмешки, говорит сама за себя.

За границей Иванов делает копии работ Микеланджело и множество зарисовок и этюдов. Воодушевленный успехом, художник взялся за картину «Явление Христа народу», но работа над ней затянулась на двадцать лет. Только в 1858 году в Петербурге состоялась выставка картины и этюдов и набросков к ней, которая произвела большое впечатление на современников художника.

Работая над своей главной картиной, Иванов все тверже укреплялся в мысли, что художник должен непосредственно участвовать в жизни общества. Ища наиболее действенные приёмы просвещения и воспитания, он задумал большой цикл росписей на библейские темы, исполнив сотни эскизов, стремясь достичь наибольшей исторической достоверности. Им были написаны  картины под названием « Белая лошадь», « Архангел Гавриил поражает Захарию немотой», « Девушка из Албано, стоящая в дверях», «Голова апостола Андрея Иоанна», «Голова Крестителя» и др.

«Явление Христа народу» — одно из величайших произведений в мировой живописи. Его тайна раскрывается перед зрителем постепенно – вот перед нами разноликая толпа, люди разных возрастов и сословий, которых, кажется, ничто не объединяет.

Художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой. Через три дня 3 июля 1858 года Александр Андреевич Иванов скончался.

Творчество крупнейшего мастера, русского живописца-философа А. А. Иванова, обращенное одновременно и к прошлому и к будущему искусства — это итог его нравственных и эстетических исканий.

Александр Иванов считал, что долг художника – показать дорогу к свету. Приблизить своим творчеством золотой век человечества. Ответственность этой миссии не подавляла его, но погружала в работу, в которой только и состояла для него настоящая жизнь.

Литература, представленная на выставке:

1. Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов: биография отдельного лица - Иллюстративный материал / М. М. Алленов. - Москва: Изобразительное искусство, 1980. - 208с.

2. Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов, 1806-1858: жизнь и творчество / М. В. Алпатов. – Москва: Искусство, 1956. - (Русские художники: монографии). Т.2. - 1956. - 332с.

3. Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова: Проблема живописного метода художника / Г. А. Загянская. – Москва: Искусство, 1976. – 120с.

4.Иванов Александр Андреевич / автор-сост. М. М. Алленов. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 31 с.

5. А. Иванов из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Акварель / сост. Е. Л. Плотникова. - Москва: Изобразительное искусство, 1984. - 48с.

6. Александр Андреевич Иванов: альбом / сост. М. М. Ракова. - Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1962. - 55с.

7. Искусство: Иллюстрированная энциклопедия / Сост. А. Дылейко. - М.: Белфакс, 2002. - 336с.

8. Популярная художественная энциклопедия: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. А-М / главный редактор В. М. Полевой. – Москва: Советская энциклопедия, 1999. - 447с.

9. Русские художники от А до Я: альбом / Е. М. Алленова [и др.]. - Москва: СЛОВО, 1996. - 216с.

10. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т. Г. Петровец. - Москва: Олма-Пресс, 2001. - 320с.

11. Энциклопедия русской живописи: Русская живопись XV-XX веков / под редакцией Т. В. Калашникова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351с.

Отдел литературы по искусству