«Нежность балерин»

Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организовали красочную и познавательную выставку, посвящённую 185-летию со дня рождения выдающегося французского художника Эдгара Дега.

19 июля 1834 года в Париже родился французский живописец Эдгар Дега, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения в обеспеченной семье банкира аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Эдгар рос способным ребёнком: увлекался латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что у него нет склонностей к занятиям юриспруденцией. Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств.

Молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса. Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая, какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, объединить античность и современность в рамках своего творчества у Дега не вышло.

Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создаётся серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатлённых Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью. Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения. В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалёвка.

Дега был не только живописцем, но ещё скульптором и, что ещё более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал – только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега – это мимолётные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины. После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях. Родственники художника отлили эти фигурки в бронзе. Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки.

Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.

Список литературы:

1. Геташвилли Н. В. Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005. – 267 с.

2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт. – 2000. – 624 с.

3. Ионина Н. Сто великих картин / Н. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 507 с.

4. Камминг Р. Художники. – М.: Слово, 1999. – 111 с.

5. Клод Ф. История изобразительного искусства. – М.: БОММАО, 2005. – 516 с.

6. Самые знаменитые художники мира: пер. с англ. / под ред. У. Вогана. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 528 с.

7. Самин Д. К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

8. Жабцев В. М. Французская живопись. – Минск: Харвест, 2008. – 128 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы