«Мятежный гений»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Мятежный гений», посвященная 145-летию со дня рождения русского театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из славнейших представителей советской и мировой художественной культуры первой половины ХХ века. Он занимает достойное место в ряду основоположников советского театрального искусства – К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова и других. Своеобразным, ярким, талантливым был творческий путь В. Э. Мейерхольда. Актер Московского Художественного театра, режиссер и руководитель товарищества актеров, работавшего в провинции, режиссер «Театра-Студии» в Москве, главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, режиссер Александринского и Мариинского театров, постановщик экспериментальных спектаклей на небольших сценах, а также кинофильмов, театральный педагог – таковы основные этапы деятельности В. Мейерхольда до революции.

Родился Всеволод Эмильевич 10 февраля 1874 года в немецкой семье в провинциальном российском городе Пенза. Родители дали мальчику сразу три имени, как положено по лютеранскому обряду, – Карл Теодор Казимир. Когда Мейерхольду исполнился двадцать один год, он перешел в православие и попросил окрестить себя Всеволодом в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина. Отец В. Мейерхольда владел водочным и винокуренным заводами. Семья жила в бревенчатом доме рядом с заводом. Зимними вечерами дети играли в домашний театр, где занавесом служила материнская шаль. Мать обожала музыку, наверное, от нее Всеволод унаследовал способности музыканта. Игрой на фортепиано и скрипке он занимался с раннего детства. Он мечтал о разных профессиях и выбирал кем стать: актером, музыкантом или врачом. В 1896 году В. Мейерхольд решил, наконец, что его призвание театр, и, отбросив все сомнения, поступил в музыкально-драматическое училище к Вл. И. Немировичу-Данченко. Он сразу привлек к себе внимание учителя, и когда Вл. Немирович-Данченко выбирал учеников для работы в новом театре, то первой кандидатурой был Мейерхольд. Так В. Мейерхольд попадает к К. С. Станиславскому и начинает работать по его «системе». Он берет у К. Станиславского все, чему тот может научить, и двигается вперед, сохраняя благодарность к своим учителям до конца жизни и очень трепетно относясь к их оценкам.

Сразу и безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, В. Мейерхольд в 1918 году вступил в Коммунистическую партию. И в том же году он поставил первую советскую пьесу – «Мистерию-буфф» В. В. Маяковского, сделавшись, таким образом, вместе с поэтом создателем первого советского спектакля. Созданный В. Мейерхольдом в Москве в 1920 году Театр РСФСР Первый, затем прошедший через ряд реорганизаций и как Государственный театр им. В. Мейерхольда просуществовавший до 1938 года, был революционно-экспериментальным театром. Благодаря неустанным поискам режиссера каждый его спектакль говорил новое слово, возбуждал горячие споры, становился художественным событием. Из-за своей новизны его методы работы над спектаклями вызывали недоумение даже у профессионалов. Во время репетиций революционной пьесы В. Вишневского «Последний решительный» В. Мейерхольд выяснил, что многие актеры, исполняющие роли матросов, не умеют обращаться с оружием. Он тут же отправил всех участников спектакля в тир, чтобы они научились как следует стрелять.

Еще до революции В. Мейерхольд писал: «Новый Театр вырастает из литературы». И теперь он стремился строить репертуар на произведениях советских писателей-новаторов: это были В. Маяковский, С. Третьяков, Н. Эрдман, И. Сельвинский, Ю. Олеша и другие. Он энергично привлекал к сотрудничеству талантливых артистов, композиторов, художников, общественных деятелей. Е. Б. Вахтангов утверждал «Мейерхольд дал корни театрам будущего». И действительно, многое, что зрители видели в советском театре и кино, следует отнести на счет живой мейерхольдовской традиции, которую продолжали и ученики В. Мейерхольда.

Нельзя забывать и о трагической судьбе художника. В 1938 году руководимый В. Мейерхольдом театр был закрыт. Отрицательная оценка всей его деятельности, данная в обоснование закрытия, была крайне односторонней и не отвечала правде. В 1939 году В. Э. Мейерхольд был арестован по ложному доносу и погиб 2 февраля 1940 года, став жертвой несправедливых репрессий. На долгие годы его имя было вычеркнуто из истории театра. «Мейерхольдовщиной» называли все спектакли, которые отличались от других оригинальностью и постановочными экспериментами. Ныне доброе имя режиссера восстановлено, а его творческое наследие возвращено в истории нашего театра и современности.

Литература, представленная на выставке:

1. Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний / ред., сост. Л. Вендровская. – М.: Всероссийское театральное общество, 1967. – 622 с.

2. Гарин, Эраст. С Мейерхольдом: воспоминания / Эраст Гарин. – М.: Искусство, 1974. – 289 с.

3. Гладков, А. Годы учения Всеволода Мейерхольда / А. Гладков. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979. – 199 с.

4. Гладков, А. К. Мейерхольд. В 2 т. / А. К. Гладков. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1990.

5. Гликман, И. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Гликман. – Л. : Советский композитор, 1989. – 349 с.

6. Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918 / ред. С. К. Никулин. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. – 526 с.

7. Мейерхольд, В. Наследие. Т.3. Студия на Поварской / В. Мейерхольд. – Москва: Новое издательство, 2010. – 784 с.

8. Мейерхольд, В. Э. Переписка 1896 – 1939 / сост.: В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая. – М.: Искусство, 1976. – 464 с.

9. В. Э. Мейерхольд: статьи, письма, речи, беседы. Ч.2. 1917 – 1939 / сост., ред. текстов и комментарии А. В. Февральский. – М.: Искусство, 1968. – 792 с.

10. Мейерхольд: статьи, письма, речи, беседы. Ч.1. 1891 – 1917 / сост., ред. текстов и комментарии А. В. Февральский. – М.: Искусство, 1968. – 797 с.

11. Ростоцкий, Б. О режиссерском творчестве В. Э. Мейерхольда / Б. Ростоцкий. – М.: ВТО, 1960. – 98 с.

12. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда / ред., сост. Л. Д. Вендровская, ред., сост. А. В. Февральский. – М.: ВТО, 1978. – 487 с.

13. Февральский, А. Десять лет театра Мейерхольда / А. Февральский. – М.: Федерация, 1931. – 100 с.

Отдел литературы по искусству