«Мой любимый актер»

27 августа 2021 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Мой любимый актер», посвященная Дню российского кино.

Дню российского кино» без малого сто лет и свою историю он ведет со времен Октябрьской революции, именно в этот день в 1919 году был подписан Декрет Совета народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела. Однако окончательно праздник в нашей стране закрепился только в 1980 году.

В Россию кино пришло в 1908 году. Первым отечественным кинофильмом была лента Владимира Ромашкова о Стеньке Разине. Фильм, называвшийся «Понизовая вольница», длился всего семь минут.

В 1911 году фирма Ханжонкова сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

Октябрьская революция 1917 года послужила многим известным российским кинематографистам трамплином на Запад. На смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» и «Октябрь». «Броненосец Потемкин» стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом. Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка.

Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»).

Великая Отечественная война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино, появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие.

Сегодня просто качественным кино никого не удивить, потому технологии киноиндустрии становятся более совершенными и дорогими. Компьютерная графика, технологии чистого звука, захватывающие сюжеты, волнующая игра актеров… Ежегодно кинематограф привлекает миллионы зрителей в кинотеатры и к онлайн-показам и ежегодно бьет собственные же рекорды.

Литература, представленная на выставке:

1. Дуров, Л. К. Смешная грустная жизнь: Грешные записки / Л. К. Дуров. - М.: Вагриус, 2008. – 304с.

2. Ибрагимбеков Р. Утомленные солнцем: Роман, повести, сценарии / Р. Ибрагимбеков. - Спб: Сеанс; АМФОРА, 2007. – 591с.

3. Караченцев Н. Авось / Н. Караченцев. – М: Вагриус, 2006. – 432с.

4. Келарева М. Красное и черное Николая Еременко / М. Келарева. - М.: АСТ; Астрель, 2005. - 271с.

5. Лучко К. Я - счастливый человек / К. С. Лучко. - М.: Вагриус, 2007. – 298с.

6. Лындина Э. Олег Меньшиков / Э. Лындина. - М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2005. - 512с.

7. Андрей Миронов: биография отдельного лица / Редактор-составитель Б. М. Поюровский. – М.: Искусство, 1991. – 382с.

8. Райкин А. Без грима / А. Райкин. - М.: Вагриус, 2007. – 368с.

9. Смехов В. Театр моей памяти / В.Б. Смехов. - М.: Вагриус, 2002. – 444с.

10. Табаков О. Моя настоящая жизнь.: Проза / О. Табаков. - М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 2000. – 496с.

11. Утесов Л. Спасибо, сердце! / Л. О. Утесов. - М.: Вагриус, 2006. – 366с.

Отдел литературы по искусству