27 августа 2021 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Мой любимый актер», посвященная Дню российского кино.
Дню российского кино» без малого сто лет и свою историю он ведет со времен Октябрьской революции, именно в этот день в 1919 году был подписан Декрет Совета народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела. Однако окончательно праздник в нашей стране закрепился только в 1980 году.
В Россию кино пришло в 1908 году. Первым отечественным кинофильмом была лента Владимира Ромашкова о Стеньке Разине. Фильм, называвшийся «Понизовая вольница», длился всего семь минут.
В 1911 году фирма Ханжонкова сняла невероятно сложную по тем временам картину «Оборона Севастополя» с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Октябрьская революция 1917 года послужила многим известным российским кинематографистам трамплином на Запад. На смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» и «Октябрь». «Броненосец Потемкин» стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом. Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка.
Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»).
Великая Отечественная война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино, появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие.
Сегодня просто качественным кино никого не удивить, потому технологии киноиндустрии становятся более совершенными и дорогими. Компьютерная графика, технологии чистого звука, захватывающие сюжеты, волнующая игра актеров… Ежегодно кинематограф привлекает миллионы зрителей в кинотеатры и к онлайн-показам и ежегодно бьет собственные же рекорды.
Литература, представленная на выставке:
1. Дуров, Л. К. Смешная грустная жизнь: Грешные записки / Л. К. Дуров. - М.: Вагриус, 2008. – 304с.
2. Ибрагимбеков Р. Утомленные солнцем: Роман, повести, сценарии / Р. Ибрагимбеков. - Спб: Сеанс; АМФОРА, 2007. – 591с.
3. Караченцев Н. Авось / Н. Караченцев. – М: Вагриус, 2006. – 432с.
4. Келарева М. Красное и черное Николая Еременко / М. Келарева. - М.: АСТ; Астрель, 2005. - 271с.
5. Лучко К. Я - счастливый человек / К. С. Лучко. - М.: Вагриус, 2007. – 298с.
6. Лындина Э. Олег Меньшиков / Э. Лындина. - М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2005. - 512с.
7. Андрей Миронов: биография отдельного лица / Редактор-составитель Б. М. Поюровский. – М.: Искусство, 1991. – 382с.
8. Райкин А. Без грима / А. Райкин. - М.: Вагриус, 2007. – 368с.
9. Смехов В. Театр моей памяти / В.Б. Смехов. - М.: Вагриус, 2002. – 444с.
10. Табаков О. Моя настоящая жизнь.: Проза / О. Табаков. - М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 2000. – 496с.
11. Утесов Л. Спасибо, сердце! / Л. О. Утесов. - М.: Вагриус, 2006. – 366с.
Отдел литературы по искусству