Мир через объектив

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Расула Гамзатова организована тематическая выставка «Мир через объектив».

Сегодня сложно представить наш мир без фотографии. Каждый человек придаёт своим снимкам определённый смысл. Для кого-то искусство художественной фотографии - самый ценный документ, который хранит в себе всю историю жизни. Для кого-то это способ достучаться до мира, способ высказаться. Современное фотоискусство – прекрасный способ общения: во-первых, с его помощью вы знакомите себя с большим количеством людей.

Среди других видов искусств фотография занимает одно из важнейших мест. Сто пятьдесят лет – возраст солидный для фотографии, но в сравнении с более чем двухтысячной историей театра, поэзии, живописи он особо не велик.

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Оптическая предыстория фотографии насчитывают примерно тысячу лет.

В истории развития науки ещё никогда не было так, чтобы великое открытие и новый технический метод зарождались на пустом месте. Этому событию всегда предшествовали вековые наблюдения и многолетняя работа учёных. Так произошло и с изобретением фотографии. Благодаря значительным открытиям в области физики, химии, оптики и механики удалось разработать фотографический метод получения изображения.

Ясно одно, что в момент, когда пробил час открытия, это почувствовало сразу несколько человек; независимо друг от друга они стремились к одной цели. Эта цель сохранить изображения, получаемые в камера-обскура.  известные, по крайней мере,  со времени Леонардо да Винчи. Когда после примерно пятилетних поисков это одновременно удалось сделать Ньепсу и Дагерру.

С 1816 года молодой Луи Дагер стал главным художником театра «Амбипо-Комик». Благодаря своему природному таланту и полученным практическим знаниям световых эффектов и механизма сцены Луи Дагер заслужил признание театральных критиков и публики. Однако на этих достижениях художник-декоратор, будучи человеком честолюбивым и жаждущим славы, не остановился. Он задался целью закрепить изображения, получаемые на стекле. Однажды Дагер узнал, что в одном провинциальном городке живет Нисефор Ньепс, который занимается решением той же задачи. В январе 1826 года Луи Дагер написал изобретателю письмо, предлагая объединить усилия для воплощения общей идеи в жизнь. Они стали  партнерами только в 1829 году, когда между ними был заключен контракт. Тогда и началось сотрудничество Ньепса и Дагера — людей, благодаря которым мир увидел фотографию.

7 января 1839 года представили доклад об изобретении Дагера в Парижской академии наук, и предложил правительству Франции купить на него патент. Этот день в истории стал днем рождения фотографии. Позже ученые усовершенствовали процесс Дагера.

 Чёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.

Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.

В заключении хотелось бы ответить, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет? Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравиться.

 Список литературы:

1.Волков-Ланнит, Леонид Филиппович. История пишется объективом [текст]. Изд. 2-е / Л. Ф. Волков-Ланнит. – Москва: Планета, 1980. – 256 с.: ил.

2.Городские новеллы. Фотография. Каталог выставки. [Текст] / составитель  Дадаева. - Махачкала: Дагпресс-Медиа, 2011. - 20 с. : фот. цв.

3.Мир фотографии [Текст] / сост. В. Стигнеев. - Москва: Планета, 1989. - 240 с. : ил.

4.Михалкович, Валентин Иванович. Поэтика фотографии [текст] / В. И. Михалкович. – Москва: Искусство, 1989. – 150 с.: ил.; 23 см.

5.Морозов, Сергей Александрович. Творческая фотография [текст] / С. Морозов. – Москва: Планета, 1989. – 416 с.: ил.

6.Никитин, Владимир Анатольевич. Рассказы о фотографах и фотографиях [текст] / В. А. Никитин. – Ленинград: Лениздат, 1991. – 222 с.: ил.

7.Рёссинг, Роджер. Увеличение фотоснимка [текст] / Р. Рёссинг; пер. с нем. А. Г. Симонова. – Москва: Мир, 1985. – 287 с.: ил.

8.Смирнов, Тимофей Игоревич. Фотореализм в России: смотреть и видеть: [монография] / Тимофей Смирнов; Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ. - Москва: БуксМАрт, 2019. - 317 с.: цв. ил.

9.Тавровский, Ю. Япония сезоны перемен [фотоальбом] / Ю. Тавровский. - Москва: Планета, 1990. - 239 с. : фот.цв.

10.Фритче, Курт. Фотографируем без ошибок [текст] / К. Фритче. – Москва: Искусство, 1961. – 272 с.: ил.

11. Ярко, образно, наглядно [альбом] / сост. В. И. Васильев. – Алма-Ата: Онер, 1986. – 96 с.: ил.                                      

 

Отдел литературы по искусству