Литературный календарь на июнь 2019 года

В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлен литературный календарь на июнь 2019 года.

7 июня – 225 лет со дня рождения Пётра Яковлевича Чаадаева (1794—1856), философа и публициста.

Пётр Чаадаев родился 7 июня 1794 года в Москве в дворянской семье. Выпускник Московского университета (1811 г.), участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии (1813—1814 гг.), член декабристских Союза благоденствия (1819 г.) и Северного общества (1821 г.).

Друживший с ним в ту пору А. С. Пушкин называл Чаадаева Брутом, который вечно точит свой кинжал, желая что-то сокрушить.

Путешествие по Западной Европе (1823—1826 гг.) не позволило Чаадаеву принять участие в событиях 14 декабря 1825 года. Расследование его связи с декабристами было прекращено за недостаточностью улик. В 1829—1831 гг. Чаадаев написал трактат из восьми «Философических писем». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» (1836 г.) закончилась закрытием журнала, ссылкой редактора Н. И. Надеждина и объявлением автора сумасшедшим.

Чаадаеву навсегда запрещено было печататься. В своём сочинении он жёстко обличал Россию с позиции превосходства католического Запада. По мысли писателя, Запад добился исторического прогресса, поскольку веками сохранял единство на основе божественно правильного и социально действенного католицизма. А Россия получила от Византии христианство, искажённое «схизмой» (расколом с католицизмом), и осталась в стороне от мировой истории. Русское православие оказалось бессильным перед светской властью и освятило «ужасную язву» – крепостное право. Народ русский был «развращён» православием и сделался неспособным к прогрессу.

Но тут восстали даже друзья: Пушкин и П. А. Вяземский объяснили Чаадаеву, что нельзя смешивать официальную власть и народ. Довольно бессвязно изложенные взгляды автора трудно было понять, даже прочитав все неизданные «Философические письма».

Написанная Чаадаевым «Апология сумасшедшего» (1837 г.), масса рукописных статей и заметок отразили противоречивые суждения. Позднее он выступил вместе с А. И. Герценом и Т. Н. Грановским против славянофилов.

Список представленной литературы:

1. Чаадаев П.Я. Цена веков / П.Я. Чаадаев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 253 с.

2. Чаадаев П.Я. Избранные труды / П.Я. Чаадаев. – М.: Российская политическая энциклопедия РОССПЭН, 2010. – 968 с.

3. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма / П.Я. Чаадаев. – М.: Правда, 1991. – 560 с.

4. Тарасов Б.Н. Чаадаев / Б.Н. Тарасов. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 448 с.

19 июня – 95 лет со дня рождения Василия Владимировича Быкова (1924—2003), белорусского писателя.

Василий Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».

Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 году были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы – на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий народа».

Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», 1960 г.; «Третья ракета», 1962 г.; «Альпийская баллада», 1964 г.; «Мёртвым не больно», 1966 г.; «Круглянский мост», 1969 г., и др.), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.

Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества с одной стороны и предательства с другой исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе – 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др.

В произведениях 80—90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.; рассказ «Жёлтый песочек», 1997 г.) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.

По словам Чингиза Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения».

Список представленной литературы:

1. Шагалов А.А. Василь Быков. Повести о войне / А.А. Шагалов. – М.: Худож. лит., 1989. – 302 с.

2. Василь Быков. Карьер: Повести / Быков Василь. – М.: Известия, 1990. – 384 с.

3. Быков В.В. Альпийская баллада. Сотников: Повести / В.В. Быков. – М.: Воениздат, 1986. – 256 с.

4. Быков В.В. Его батальон. Повести / В.В. Быков. – М.: Молодая гвардия, 1976. – 288 с.

5. Быков В.В. Журавлиный крик. Третья ракета / В.В. Быков. – Мн.: Мастацкая литература, 1972. – 320 с.

Универсальный читальный зал