«Крупнейшая трагедийная актриса»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Крупнейшая трагедийная актриса», посвящённая 165-летию со дня рождения русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой.

Марии Ермоловой прочили карьеру артистки кордебалета, но уже в 17 лет она сыграла свою первую главную роль. Константин Станиславский называл её «эпохой русского театра», а актриса Надежда Медведева говорила о её «громадном сценическом темпераменте». Мария Ермолова посвятила сцене Малого театра 50 лет.

Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Её дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актёром, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлёром.

Детство Марии Ермоловой прошло за кулисами Малого театра: из суфлёрской будки отца она наблюдала за игрой Прова Садовского, Сергея Шумского, Петра Степанова.

В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили её в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время.

Участвуя в массовых балетных сценах, Мария Ермолова продолжала наблюдать за мастерами сцены.

Счастливый случай позволил Ермоловой сыграть свою главную роль в трагедии. Перед бенефисом Надежды Медведевой – примы Малого театра – заболела актриса Гликерия Федотова, игравшая в спектакле «Эмилия Галотти». Медведева пригласила на замену Марию Ермолову.

Премьера «Эмилии Галотти» прошла в январе 1870 года. Дебютантка произвела ошеломляющее впечатление и на зрителей, и на коллег. Семнадцатилетнюю актрису вызывали на бис 12 раз.

В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и её приняли в труппу Малого театра. Первое время она играла в основном в водевилях. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий её игре драматизм. Однако Ермолову очень беспокоил её репертуар: «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я всё ещё ничего не делаю». Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей Гликерии Федотовой – на этот раз Катерины в «Грозе» Островского. Современники актрисы вспоминали, что после очередного спектакля её вызывали на поклон 17 раз.

В 1876 году Мария Ермолова сыграла Лауренсию в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Эта роль стала триумфом для молодой актрисы, а в репертуаре Малого театра родилось целое направление, положившее начало «эпохе романтики».

Несколько лет Мария Ермолова добивалась отмены цензурного запрета на драму «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера. Впервые сыграв Жанну д’Арк в 1884 году, Ермолова исполняла эту роль 18 лет. Этот спектакль был невероятно популярен. Говорили, что все декорации «Орлеанской девы» были в дырочках – так много желающих было посмотреть его из-за кулис. С 1893 года спектакль даже перенесли на сцену Большого театра.

Всего за свою долгую карьеру Ермолова сыграла более 200 ролей, в том числе Марию Стюарт в двух постановках, Сафо в одноимённой пьесе Франца Грильпарцера, Имогену в «Цимбелине» Шекспира, Донну Соль в «Эрнани» Виктора Гюго. Актриса сыграла многих героинь Александра Островского – Ларису в «Бесприданнице», Негину в «Талантах и поклонниках», Кручинину в «Без вины виноватые».

В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актёрской карьере небольшой перерыв: «37 лет я отдала сцене – и утомилась. Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжёл этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой».

В 1910-е годы актриса стала играть возрастные роли. В её репертуаре появилась Кручинина и царица Марфа из пьес Островского, фру Альвинг из ибсеновского «Привидения», княжна Плавутина-Плавунцева из «Декабриста» Петра Гнедича.

В революцию Ермолова осталась в России, несмотря на то, что её семья эмигрировала. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко.

В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. На нём присутствовал Владимир Ленин.

В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича. Это был её последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и в 1928 году её не стало.

Список литературы:

1. Добыш, Г. Н. Звёзды русской сцены [Текст] / Г. Н. Добыш. – М.: Детская литература, 1992. – 172 с.: ил.; 22 см (Звёзды русской сцены).

2. Ермолова. М.Н. Юбилейная выставка к столетию со дня рождения. 1853–1953 [Текст]: каталог / Министерство культуры СССР. Главное управление театров и музыкальных учреждений; сост. Вл. А. Филиппов. – [Б. м.]. – М.: 1954. – 115 с.: фот.

3. Ермолова М.Н.. Письма, из литературного наследия, воспоминания современников [Текст] / сост., авт. вступ. ст. С. Н. Дурылин. – М.: Искусство, 1955. – 493 с.: фот.

4. Иллюстрированная история мирового театра [Текст] / под ред. Джона Рассела Брауна. – М.: БММ АО, 1999. – 582 с.: ил.

5. Лучанский, М. Ермолова М.Н. [Текст]. Вып.15–16 / М. Лучанский. – М.: Молодая гвардия, 1938. – 282 с.: фот.; 17 см (Жизнь замечательных людей).

6. Самые знаменитые артисты России [Текст] / С. В. Истомин. – М.: Вече, 2002. – 464 с.: ил.; 22 см (Самые знаменитые).

7. Щепкина-Куперник, Т. Л. Ермолова [Текст] / Т. Л. Щепкина-Куперник. – М.: Искусство, 1983. – 192 с.: фот.; 21 см (Жизнь в искусстве).

8. Энциклопедический словарь юного зрителя [Текст]: Театр, кино, цирк, эстрада, телевидение / ред. Т. П. Минина. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству