«Классик итальянской оперы»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Классик итальянской оперы», посвящённая 205-летию со дня рождения итальянского композитора Джузеппе Верди.

Среди музыкальных гениев мира выдающееся место принадлежит великому итальянскому композитору Джузеппе Верди – создателю многих нетускнеющих оперных творений, до сих пор волнующих нас своей героической устремлённостью, высоким гражданским пафосом, большой любовью к людям.

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди принуждён был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием. После окончания учёбы Верди возвращается из Милана в ставший для него родным городок Бусетто, где долгое время руководит местным филармоническим оркестром. В 1836 году композитор женится на дочери своего первого поклонника и мецената Маргарите Барецци. За годы, проведённые в Бусетто, Верди пишет множество небольших произведений: песни, танцы, романсы и более сотни маршей. Завершив написание «Оберто», с большим трудом Верди удаётся поставить её в Милане.

Ожидания и упорная работа над произведением оправдались в полной мере: блестящая премьера состоялась 17 ноября 1839 года в Милане, а затем в Неаполе, Генуе и Турине. Успех оперы был омрачён семейной трагедией композитора: в течение года умирают дочь, сын, а вслед за ними, от энцефалита, жена Джузеппе.

Опустошённый внутренне, Верди решает закончить композиторскую деятельность. К счастью для потомков, ему помешал в этом миланский либреттист Мерелли. Он заставил Джузеппе начать работу над оперой «Навуходоносор» (др. название – «Набукко»), и постепенно композитор включился в работу.

Овации на премьере были настолько оглушительны, что «Ла Скала» беспрецедентно ставит оперу в репертуар в течение 65 раз только за 1842 год. Одним из факторов такого успеха явилось умение Верди вплести в библейский сюжет надежды итальянских патриотов.

После такого триумфа композитор берётся за дело с утроенным усердием. Одна за другой выходят оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани», «Двое Фоскари».

Впечатлённый творчеством немецкого поэта Шиллера, музыкальный гений по мотивам исторической трагедии «Орлеанская дева» создаёт оперу «Джованна д’Арко». Премьера состоялась в «Ла Скала» в 1845 году, и, как многие предыдущие творения автора, имела большой успех.

Продолжая сочинение произведений по мотивам шедевров великих европейских писателей и поэтов, Верди пишет оперы «Альзира», «Атилла», гениально воплощает драматизм трагедии Шекспира «Макбет» в постановке оперы с одноимённым названием.

Устав от постоянного кочевого образа жизни, Верди находит средства на покупку богатого имения Сант-Агата, расположенного в окрестностях Бусетто. Покой, обретённый маэстро во время посещений своей любимой резиденции, пошёл на пользу: менее чем за два года из-под пера Джузеппе выходят оперы «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Эти произведения принесли Верди всемирную славу и неофициальный титул «музыкальный властитель Европы».

Помимо блестящей вокальной и инструментальной выразительности, Верди одним из первых в Европе использует в сюжетах правдивые драматические истории современников.

Шагнувший далеко за пределы старой Европы гений композитора приносит ему заказы крупнейших театров. Для Петербургского императорского театра он пишет оперы «Сила судьбы», для Парижа – «Сицилийскую вечерню» и «Дона Карлоса», для Каира – великолепную «Аиду».

Достигнув почтенного возраста, великий итальянец не останавливается в сочинении музыки. В 1874 году в церкви св. Марка в Милане впервые исполняется его Реквием, написанный на смерть старого друга Алессандро Манцони.

В 75 лет Верди создаёт знаменитую оперу «Отелло» на сюжет столь же великого произведения Шекспира. У многих критиков сложилось впечатление, что в этой опере соединилось всё гениальное, чего достиг композитор. Мир музыки был потрясён выразительностью переданных в опере противоположных человеческих чувств: любви, страсти, верности и предательства.

Но и «Отелло» не стал финальным аккордом творчества великого композитора. Когда Верди достиг 80 лет, он закончил комическую оперу «Фальстаф» по сюжету Шекспира «Виндзорские насмешницы».

Завершил свой жизненный путь Джузеппе Верди, встретив XX век, 27 января 1901 года на 88-м году жизни. Был объявлен государственный траур, и по всей Италии люди склонили головы в память о великом соотечественнике.

Литература, представленная на выставке:

1.Бушен, А. Молодой Верди [Текст]: рождение оперы / А. Бушен. - Л.: Музыка, 1989. - 368 с.: ил.

2.Верди, Джузеппе Избранные письма [Текст]. Изд.2-е / Джузеппе Верди. - Ленинградское отделение: Музыка, 1973. - 352 с.: ил.

3.Верфель, Ф. Верди: Роман. Оперы [Текст] / Ф. Верфель ; пер. с нем. Н. Вольпин. - М.: Музыка, 1991. - 319 с.

4.. Лебедев, В. А. Маэстро борьбы. Верди. Страницы жизни [Текст] / В. А. Лебедев; худож. Э. Шагеев. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с. : ил.

5.Лейтес, Р. Драматургические особенности оперы Верди "Отелло" [Текст] / Р. Лейтес. - М.: Музыка, 1968. - 98 с.

6. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: учебное пособие / Б. В. Левик. - Москва : Музыка, 1981 - .Вып. 4 / Б. В. Левик. - 7-е изд. - 1981. - 493 с.

7. Соловцова, Л. Джузеппе Верди [Текст]: Монография. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Л. Соловцова. - М. : Музыка, 1981. - 416 с. : ил.

8. Соловцова, Л. Джузеппе Верди [Текст]: жизненный и творческий путь / Л. Соловцова. - М.: Гос.муз.издат., 1957. - 374 с. : ил.

9. Тароцци, Джузеппе. Верди [Текст] / Д. Тароцци. - Москва : Молодая гвардия, 1984. - 352 с. : ил.; 21 см. - (Жизнь замечательных людей)

10. Орджоникидзе, Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира [Текст] / Г. Орджоникидзе . - М. : Музыка, 1967. - 325 с.: ил.

Отдел литературы по искусству