«Художник мироздания»

С 16 декабря 2021 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Художник мироздания», посвященная 155-летию русского художника Василия Васильевича Кандинского.

«Если какая-то форма кажется невыразительной и, как о ней выражаются, «ничего не говорит», то это не следует понимать буквально. Нет такой формы – как и вообще ничего в этом мире,- которая ничего не говорила».

В.В. Кандинский

Василий Кандинский – художник, предназначением которого было изменить мир и наше представление о Природе и Вселенной. Кандинский – один из тех, кто нашел выход из XIX века в XX столетие, и с его искусством человечество входит в XXI век.

Кандинский – многолик, разнообразен и безграничен. Живописец, график, теоретик, поэт, драматург, он был одним из самых образованных людей XX века. Судьба наследия Василия Кандинского – важная веха в изучении его искусства. Его наследие было разрозненно по различным музеям и частным собраниям, практически недоступно для изучения его творчества. Общество Кандинского во Франции вернуло живой культуре это имя, ставшее легендой. Ему было предназначено стать одной из наиболее ярких и значимых фигур в мире современного искусства.

Кандинский родился в Москве 4 декабря 1866 года. Отец художника, Василий Кандинский, состоятельный коммерсант, торгующий чаем, был родом из Нерчинска, граничащего с Монголией. Мать Лидия происходила из титулованной московской семьи. Уже в ранние годы семья оказывала на Кандинского благотворное влияние в самых разных направлениях. Отец интересовался и проявлял способности к рисованию, а мать была одарена как в музыке, так и в живописи. Они читали сыну русские и немецкие сказки, учили играть на фортепиано и виолончели. В 1869 году родители взяли будущего художника в Италию, и эти впечатления остались в его памяти навсегда. Кандинский мог по памяти воспроизводить картины, которые видел в музеях, и был одарен исключительным чувством цвета. Родители переехали в Одессу, там же Кандинский поступил в классическую гимназию, где успешно учился. Окончив гимназию, Кандинский возвращается в Москву, и в 1855 году становится студентом юридического факультета, показав большие способности в учебе.

Стать художником Кандинский решился довольно поздно. Учиться рисованию начал, будучи гимназистом. В начале 1900-х годов он много путешествовал – побывал в Голландии, Швейцарии, Италии, Франции. В этот период рисовал в основном пейзажи, в которых игра цветовых пятен и линий заменяет реальные образы «Ахтырка. Осень. Этюд», 1901; «Старый город», 1902; «Мурнау. Двор замка», 1908; и др. В 1911 году совместно с Ф. Марком создали объединение «Синий всадник». Начало творческой деятельности художника как абстракциониста относится к 1910-1911 гг. Он использовал в своих композициях ритмизованные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные ломаными, иногда прямыми, линиями («Импровизация №7», 1910; «Смутное», 1917). В 1911 году Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», которая стала теоретическим обоснованием абстракционизма. Художник оказывал влияние на художественную жизнь в России, помогал устраивать и участвовал в международных выставках: «Бубновый валет» (Москва, 1910), «Современная живопись», 1912, и т.д. В 1914 году художник вернулся в Москву, после революции занимался преподаванием во ВХУТЕМАСе (1918-1921), был приглашен на преподавательскую работу в «Баухауз», с 1933 года жил в Париже. Имя Кандинского стало всемирно известным, его выставки имели успех в Европе и Америке. Поздние произведения Кандинского насыщены графически четкими, геометризованными элементами.

Искусство Кандинского трудно для восприятия. Оно требует большой зрительской активности и заинтересованности, желания понять то новое, что открывает для нас этот великий художник XX века.

13 декабря 1944 года Кандинский умер от болезни, которой страдал 9 месяцев, на 78 году жизни в парижском пригороде. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, под Парижем.

Литература, представленная на выставке:

  1. Избранные труды по теории искусства / В. В. Кандинский. - Москва: Гилея, 2001. Т.1: 1901-1914. - 2001. - 390с.
  2. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. / В. Кандинский. - Санкт-Петербург: Азбука, 2001. - 560с.: цв. ил. - (Наследие).
  3. Кандинский / составитель Н. Б. Автономова; редактор Е. Н. Барламова. - Москва: Изобразительное искусство, 1993. - 32с.: цв. ил.
  4. Кандинский В.В. (1866 - 1944). О духовном искусстве = Uber das Geistige in der Kunst: полное критическое издание c дополнениями и другими текстами о науке об искусстве: в 2 томах / В. В. Кандинский; редактор-составитель, автор статей и комментариев к тестам Кандинского Надежда Подземская. - Москва: БуксМАрт, 2020, Т. 1: О духовном в искусстве. - 2020. - 746 с.: цв. ил.
  5. Лакост, Мишель Кониль Кадинский / Мишель Кониль Лакост. - Москва: Слово, 1991. - 95с.: цв.ил. - (Картинная галерея).
  6. Многогранный мир Кандинского / редактор Е. Л. Никифирова. - Москва: Наука, 1998. - 208с.: ил.
  7. Рапелли Паола. Кандинский / П. Рапелли. - Москва: Астрель. АСТ, 2002. - 144с.: цв. ил. - (Мастера и шедевры).
  8. Синий всадник / под редакцией: В. Кандинского, Ф. Марка. - Москва: Изобразительное искусство, 1996. - 192с.: ил.
  9. Соколов Б. М. Василий Кандинский: эпоха великой духовности: живопись, поэзия, театр, личность / Борис Соколов. - Москва: БуксМАрт, 2016. - 535 с., [32] л. цв. ил.
  10. Элгер Дитмар. Абстрактное искусство / Д. Элгер. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2009. - 96с.: цв.ил.

Отдел литературы по искусству