«История моды»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «История моды».

Сегодня мода неотъемлема от нашей жизни, но так было не всегда. Костюм первых людей представлял собой лишь шкуры животных и служил единственной цели – согреться, чтобы выжить.

Появление первых крупных цивилизаций также не принесло в мир какого-то единого стиля, который мы можем назвать модой. Костюмы и украшения были очень разнообразны и привлекательны, но у каждого народа был индивидуальный стиль.

Знаете ли вы, с какого времени учёные начинают говорить именно об истории моды, а не об истории одежды? А начинают они это делать где-то с середины XIV века. До этого люди одевались так, как могли.

И только с XIV века можно говорить о появлении моды в современном её понимании. Её родиной называют Францию, город Париж. С этого времени знатные женщины из европейских стран создают для себя весьма экстравагантные высокие головные уборы.

В XV веке начинается эпоха Ренессанса. В эпоху Возрождения модными становятся шёлк и бархат. Главной законодательницей стиля в XV веке была Венеция. В нарядах женщин отмечаются такие детали, как длинный шлейф, вырез-декольте, который становится всё смелее, и рукава с вырезами – креве. Всё большее значение приобретает причёска. Венецианки носят на головах высокие шиньоны (накладные волосы), обвязывают их тонкими шарфами. Лица обрамлены покрывалами из чёрного бархата.

В XVI веке церковь вновь позаботилась о своём народе, запретив мыться. Это способствовало быстрому развитию парфюмерии. С середины XVI века становится популярной испанская чопорность. Исчезает декольте. Теперь в моде платья с глухими воротами и высокими накрахмаленными воротниками.

XVII век, так называемое Барокко. Дамы прекращают подкладывать себе под юбки различные конструкции, возвращаясь к естественным линиям. Становится модным носить чёлку, а ещё сразу три платья: секретное, лукавое, а поверх них скромное платье с рукавами, украшенными лентами. Дамы не могут понять, что им нравится больше: перья, ленты или кружева, создают всё более экстравагантные наряды. Фаворитка короля, мадемуазель Фонтанж, решила подвязать свои волосы лентой, а за ней решили последовать все остальные.

В дальнейшем законодательницей мод снова становится Франция. Весь мир ориентируется на наряды прекрасных француженок, появляются гласные и негласные законы красоты. Практически всемирное распространение приобретают парижские журналы моды и стиля. Тенденции меняются стремительно.

XVIII век. Эпоха барокко начинает отживать своё, и ей на смену приходит рококо. В начале века носили платья с правильными линиями, которые украшались богатыми узорами и маленькими деталями. В моде платья рубашечного покроя, женский казакин, большие широкие шляпы. Носят также чудо-юбки панье, которые поднимаются и сужаются, позволяя моднице войти в двери. Кружева – абсолютно нужный элемент тех времён, они присутствуют просто везде. В конце века в волосы, кроме накладных волос, начинают засовывать всяких кукол, птиц, фрукты и даже корабли (не настоящие, конечно). Голова женщины теперь полностью отображает её интересы.

XIX век. В начале века возвратилась мода на античность, дамы носят лёгкие платья с рукавами-фонариками, так называемый стиль ампир. Возвратился корсет. Были придуманы нижние штанишки для женщин, дамы занимались в них гимнастикой.

В 1900-х происходит что-то невероятное для тех времён – мало того что дамы отказались от кринолинов, так ещё и Поль Пуаре отменил корсет!

В 1926 году Коко Шанель впервые продемонстрировала маленькое чёрное платье.

С XX века законодателями мод становятся уже не королевские особы и их придворные, а дизайнеры. Именно в этот период открылось большинство модных домов с мировой известностью. Каждое десятилетие XX столетия приносило с собой всё новые тенденции. Постепенно происходит отказ от корсетов и длинных юбок. С 50-х годов дамы наравне с мужчинами носят брюки. Предпочтение отдаётся хрупким женщинам с тонкой талией и округлыми бёдрами. Спустя ещё 20 лет появляются джинсы и комбинезоны, становится модным свободный и раскрепощённый стиль. 90-е годы – господство стиля унисекс.

Современная мода в основном по-прежнему ориентируется на Францию. О современных тенденциях мы можем узнавать из показов мод, журналов, Интернета. Каждый сезон появляются всё новые образы, цвета, линии и формы. Существует такой стиль, как ретро.

Сегодня мода меняется настолько быстро, что даже сложно сказать, что именно носить предпочтительней. Однако отсутствие жёстких рамок и разнообразие стилей позволяет каждой женщине найти свой образ, не противоречащий современным модным тенденциям.

Литература, представленная на выставке:

1. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. [Текст]: От древнего Египта до модерна / А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. – СПб: ПАРИТЕТ, 2001. – 120 с.: ил.

2. Васильев, Александр Васильевич. Этюды о моде и стиле. [Текст] / А. Васильев. – 3-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн Глагол, 2010. – 560 с.

3. Готтенрот, Фридрих. Всеобщая история стиля и моды с древнейших времён [Текст]: научно-популярная литература / Фридрих Готтенрот. – Москва: Эксмо, 2009. – 672 с.: ил.

4. Ефимова, Л.В. Костюм в России XV – начала XX века из собрания государственного исторического музея [Текст] / Л.В. Ефимова, Т.Е. Алешина, Е.Ю. Самонин; под ред. Е.Р. Беспаловой. – М.: АРТ-РОДНИК, 2000. – 231 с.: цв. ил.

5. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности [Текст] / Р.В. Захаржевская. – Изд-е 3-е, доп. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 288 с.: ил.

6. История моды с XVII по XX век: коллекция института костюма Киото [Текст] / гл. ред. Т.И. Хлебнова. – М.: АРТ-РОДНИК. Т. 1: XVIII и XIX века. – 2008. – 319 с.

7. История костюма: полная хрестоматия [Текст] / сост. М. Левентон. – Москва: АРТ-РОДНИК, 2008. – 352 с.

8. История костюма [Текст] / сост. Н. Будур. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 479 с.: цв. ил.

9. Кастель, Минни. Миф Версаче [Текст]: [биография] / Минни Кастель [пер. с ит. Аллы Борисовой]. – СПб: Азбука-классика, 2008. – 347, [2] с.: цв. ил.

10. Косарева, Е.А. Мода XX век. Развитие модных форм костюма [Текст] / Е.А. Косарева. – СПб: Петербургский институт печати, 2006. – 468 с.: ил.

11. Мода: за и против [Текст] / ред. Л. Мариупольская. – М.: Искусство, 1973. – 288 с.

12. Сибрук, Джон. Невидимый дизайнер [Текст] / Джон Сибрук. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 88 с.; 16 см (Minima).

13. Тэтхем, К. Дизайн в моде. Моделирование одежды. Принципы, практика, техника: подробное руководство для дизайнера одежды [Текст] / Пер. с англ. О.Ю. Змеевой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006. – 144 с.: цв. ил.

14. Художник, вещь, мода [Текст]: сборник / сост. М. Л. Бодрова, А. Н. Лаврентьев. – М.: Советский художник, 1988. – 368 с.: ил.

Отдел литературы по искусству