«Искусство сценографии»

С 3 февраля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для посетителей библиотеки организована тематическая выставка «Искусство сценографии».

Сценография-искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Все эти изобразительные средства являются компонентами театрализованного представления, способствуют раскрытию его образа, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительного искусства, архитектуры ,драматургии, кино. Сценография появилась в Древней Греции, возможно, происходит от термина «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», то есть применение «живописных перспектив» в оформлении сцены.

История развития сценографии выделяют несколько типов декораций, связанных с конкретными требованиями театра, драматургии, эстетики определенной исторической эпохи, уровнем ее науки и техники.

Живописная декорация широко использовалась в ХVIII веке. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, создавался живописный фон спектакля. В конце ХVIII - в начале ХIХ в. с развитием реалистического театра намечается отход от чисто декоративно-зрелищной традиции оформления. Появляется павильон - закрытое с трех сторон помещение, состоящее из стенок рам; его применение увеличило возможности использования в спектаклях разнообразных мизансцен. Одним из распространенных типов декораций, разработанный в этот период является кулисная передвижная декорация. Объемная декорация строится по применению объемных деталей в системе плоских стен. Симультанная декорация основана на открытом одновременном показе всех мест действия спектакля. Этот тип декорации активно применялся в средневековом театре Возрождения.

С начала ХХ столетия наблюдалось стремительное развитие, подъем всех видов искусств. В это время изобразительное искусство выходит за пределы России, на европейскую художественную арену. В продвижении на Запад русского искусства сценографии суждено было сыграть ведущую роль. Постановки дягилевского балета обычно сопровождались выставками театральных работ русских художников. Выставка декоративных искусств, открывшаяся в Париже в 1925 году подводила итог предшествующему периоду и знакомила с именами новых художников сцены - А.А. Веснина, А.М. Родченко, Л.С. Поповой, В.П. Шестакова и др. Эпоха высокого искусства оформления, связанного с творчеством декораторов начала столетия, закончилась. Тогда каждый новый этап постановочных исканий режиссеров был неизменно связан и со зрительным решением спектакля, с оформительской идеей декоратора. Таковы были постановки А.А. Горского, осуществленные с К.А. Коровиным, и А.Я. Головиным, спектакли К.С. Станиславского, созданные с В.А. Сомовым, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинским. Режиссерские новации В.Э. Мейерхольда были всегда ориентированы и на зрительный образ, воплощаемый А.Я. Головиным, Н.Н. Сапуновым, С.Ю. Судейкиным.

В современном театральном искусстве используются самые разнообразные типы декораций и приемы оформления спектакля. Один из важнейших компонентов оформления спектакля - сценический свет. Свет на сцене – это тот «волшебник», который, завершая труды художников и постановочной части, преображает декорацию. Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в котором происходит действие. Художник-сценограф воплощает в костюмах огромный мир образов – остросоциальных, сатирических, трагических, гротесковых и др.

Начало развитию сценографии в Дагестане положили русские сценографы В. Горский, Д. Давыдов, И. Афонина, Э. Вюрфель, К. Цыгвинцев и другие. С 1970-х гг. над художественными постановками в национальных театрах республики активно начинают работать местные авторы – К. Мурзабеков, Э. Путерброт, а позднее Ибрагим-Халил Супьянов, Ю. Августович, А. Мусаев, чей художественный вклад внес в сценографию театров Дагестана новые интересные решения и образы.

Литература, представленная на выставке:

1. Березкин, Виктор Иосифович. Искусство сценографии мирового театра. Сценографы России: Эдуард Кочергин, Игорь Попов, Олег Шайнице / В. И. Березкин; Российская академия наук. Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Государственный институт искусствознания. - Москва: Красанд, 2011. - 496 с.: ил., фот.

2. Березкин, Виктор Иосифович. Советская сценография 1917-1941 / В.И Березкин; Академия наук СССР, ВНИИ искусствознания. - Москва: Наука, 1990. - 221 с.

3. Давыдова, Маргарита Васильевна. Художник в театре начала XX века / М. В. Давыдова; Российская Академия наук. - Москва: Наука, 1999. - 150 с.: ил., фот.

4. Искусство Дагестана в ХХ столетии / Дагестанского научного центр РАН, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадаса; автор проекта и руководитель авторского коллектива А. Дж. Магомедов; авт.: Э. Б. Абдуллаева, С. Г. Гейбатов. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2012. - 508 с.: фот.

5. Костина, Елена Михайловна. Художники сцены русского театра XX века: Очерки / Е.М. Костина. - Москва: Русское слово, 2002. - 416 с.: ил

6. Кочергин, Эдуард. Сценография / Эдуард Кочергин. - Москва: Советский художник, 1990. - 120 с.: ил.

7. Михайлова, Алла Александровна. Сценография: теория и опыт: Очерки / А. А. Михайлова. - Москва: Советский художник, 1990. - 334 с.: ил.

8. Пожарская, М. Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908-1929 / М. Н. Пожарская. - Москва: Искусство, 1988. - 303 с.: цв. ил.

9. Родионов, Д. В. Волшебник русской сцены Карл Вальц / Д. Родионов; Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. - Москва: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016. - 60 с.: ил.

10. Художники русского театра, 1880-1930: Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских / составитель Д. Боулт. – Москва: Искусство, 1990. - 112 с.: ил.

11. Энциклопедический словарь юного зрителя: Театр, кино, цирк, эстрада, телевидение / редактор Т. П. Минина. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству