«Грустный смех великого сатирика»

С 23 октября в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Грустный смех великого сатирика», посвященная 110-летию со дня рождения российского артиста эстрады Аркадия  Исааковича  Райкина.

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге, в семье акушерки и бракёра строительного леса. Это имя знакомо всем. Трудно назвать другого артиста эстрадного театра, который бы пользовался такой всенародной любовью, таким авторитетом. В его искусстве каждый находит свою тему, свои вопросы, свои образы.         Юному  Аркадию безумно нравилось принимать участие в школьных постановках драмкружка. Преподаватели были очень довольны юным талантом: у него была очень яркая мимика, подчеркнутая харизмой. Спустя время семья обустроилась в Петрограде. Родители желали видеть своего сына в практичной специальности, однако юношу манила сцена, и Аркадий Райкин подал документы в Ленинградский техникум сценических искусств. Так начался его путь начинающего актера.

Начинал Аркадий Исаакович  Райкин в конце 1930-х годов с роли конферансье в эстрадных концертах. Он вел программы, показывал нехитрые фокусы, пародировал  различные жанры. Веселый, обаятельный, ироничный, он сразу завоевал любовь зрителей тем, что отличался от других конферансье, прославленных и знаменитых. С  1940 года Аркадий Райкин работал в Ленинградском театре эстрады и миниатюр, вокруг которого собирались талантливые молодые артисты. Аркадий Райкин очень быстро занял в театре ведущие позиции. Вскоре он стал и руководителем театра. Во время войны Райкин принимал активное участие во фронтовых бригадах артистов, перестроил свою программу, готовил новые монологи и выступал перед бойцами на разных фронтах. Сценами для фронтовых бригад становились землянки, окопы, санитарные поезда и фронтовые госпитали. После войны театр миниатюр вернулся в Ленинград. Райкин ставит спектакли и ищет свой путь в эстрадном искусстве. Он - мастер перевоплощения. Ему не подходит одна маска. Масок за один вечер должно быть множество. Аркадий Райкин в течение 10 минут успевал сыграть 10-15 ролей. На сцене получался калейдоскоп масок и характеров. Райкин в считанные секунды успевал за кулисами переодеться, поменять маску, перебежать из двери в дверь, а самое главное - внутренне и внешне перестроиться на другого персонажа. Райкин использовал в своей работе и приемы пантомимы. На подготовку каждого номера, сыгранного с таким блеском, с такой легкостью, с таким изяществом, уходили долгие дни и месяцы репетиций, а трехминутную сценку «Жизнь человека» актер создавал и репетировал пять лет!

Огромная галерея персонажей Райкина поражает своим разнообразием. Здесь каждый герой оригинален и нисколько не похож  на другого. Как этого добивался актер? Он  искал и находил для каждого персонажа свою интонацию, походку, осанку, манеру разговаривать, сидеть, стоять, ходить, улыбаться, смеяться,  кланяться, здороваться, прощаться. Ленинградцы заменили длинное название - Ленинградский театр эстрады и миниатюр на короткое - театр Аркадия Райкина. Так и было. Главным человеком в спектаклях театра миниатюр является Райкин. Вокруг его перевоплощений строилось все представление. Им были  поставлены такие программы как: « На чашку чая», «Не проходите мимо», «Кроме шуток», «Время идет вперед», «Своими словами», «Приходите, побеседуем», «Откровенно говоря»  и  так далее. Переиграть Райкина было безумно сложно. Актер величайшего темперамента, он все время менялся, превращаясь то в тупого, то в желчного, то в добродушного, то в хитрого. Краски были неисчерпаемы. Критика могла упрекать актера и театр, могла нелестно отзываться о новых спектаклях, но зритель оставался влюбленным в Райкина.

17 декабря 1987 года Аркадий Райкин ушел из жизни. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.

Аркадий Райкин - это целая эпоха, целая галерея персонажей, целый пласт российской культуры.

Литература, представленная на выставке:

1.Бейлин, А. Аркадий Райкин / А. Бейлин. – Ленинград;  Москва : Искусство, 1960. – 183с.

2. Бейлин, А. Аркадий Райкин / А. Бейлин. - 2-е изд., и доп. – Ленинград: Искусство, 1969. – 166с.

3.Елькина, Марина. Путешествие в мир театр / М. Елькина, Э. Ялымова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС ГРАНД, 2002. - 224 с.

4. Овчинникова, С. Страсти по Константину / С. Овчинникова. - М: АСТ, 2006. - 284 с

5. Райкин, А. Без грима / А. Райкин. - М.: Вагриус, 2007. – 368с.

6. Уварова, Е. Аркадий Райкин / Е. Уварова. - М.: Искусство, 1986. – 301с.

7. Шароев, И. Многоликая эстрада. За кулисами кремлевских концертов / И. Шароев. - М.: Вагриус, 1995. – 414с.

8. Эстрада России двадцатый век лексикон / Министерство культуры РСФСР, Государственный институт искусствознания; отв. ред. Е. Д. Уварова. - М.: РОССПЭН, 2000. - 784 с.

9. Эстрада без парада / Сборник статей. - М.: Искусство, 1991. – 446с.

10. Эстрада: что? где? зачем? / Статьи. Интервью. Публикации. – Москва: Искусство, 1988. – 351с.

 

Отдел литературы по искусству