«Гениальный самоучка»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова с 30 апреля 2022 года организована выставка «Гениальный самоучка», посвященная 155-летию со дня рождения известного грузинского художника Нико Пиросмани.

Нико Пиросманишвили родился в 1862 году 5 мая в бедной крестьянской семье в грузинской деревне Мирзаани. Почти вся его жизнь прошла в Тбилиси (Тифлис). Рисованием он стал увлекаться рано. В его жизни было много взлетов и падений, иллюзий и разочарований. Но в его жизни можно увидеть и иное – и историю того, как человек, совершенно инстинктивно, прислушиваясь лишь к голосу огромного таланта, заложенного в нем, восходит к осуществлению самого себя, своего призвания, как он достиг, наконец,  цели – познал творческую свободу, и посвятил себя служению искусству.

Пиросмани немало перепробовал в жизни – пытался открыть вывесочную мастерскую, служил на железной дороге, даже занимался торговлей, пока потребность в творчестве стать художником не осуществилась. К сорока годам  он имел завидную репутацию. Пиросмани не был художником-профессионалом-станковистом. Своим трудом он обслуживал громадное количество мелких торговых и питейных заведений, делал вывески для лавок, столовых, пивных духанов, исполнял большие картины и настенные панно, расписывал оконные стекла. Источниками вдохновения для Пиросмани служили как народное грузинское искусство, русский лубок, журнальные иллюстрации, фотографии, так и средневековая грузинская монументальная живопись, иконы, портреты, иранские портреты 18 века.

На основе разнородных влияний Пиросмани выработал свой неповторимый стиль и стал одним из крупнейших мастеров наивного искусства, завоевавшим посмертно всемирную известность.  Работы Пиросмани написаны чаще всего на черной клеенке (иногда на картоне), благодаря чему многие из них имеют темный фон, придающую некоторую суровость изображенным  сценам. Сюжеты из обыденной жизни Пиросмани преображены его личным видением, дружеские застолья, или «кутежи» «Пасхальный кутеж» «Друзья Бегоса». Писал пейзажи «Батуми», «Охота и вид  на Черное море». Все его картины находятся в  Музее искусств Грузии, натюрморты, портреты реальных людей «А.Гаранова», «Актриса Маргарита». Часто Пиросмани изображал животных, наделяя их портретным психологизмом. Творчество Пиросмани дает яркое представление о национальном духе грузинского народа, его жизни, родной природе.

«Открытие» Пиросмани для образованной части общества становится неизбежным, и это, действительно, произошло в 1912 году. В «открытии» искусства Пиросмани важную роль сыграли братья Зданевич и М.В. Ледантю, которые познакомились с художником в Тифлисе  в 1912 году. Они организовали показ его работ в Москве в рамках выставки «Мишень» в 1913г. Братья Зданевич начали энергичную пропаганду творчества художника, писали статьи, читали доклады, демонстрировали его картины на выставках, начали собирать и записывать  сведения  о нем самом.

Признание Пиросмани давалось нелегко, вокруг его имени  завязалась в художественном мире ожесточенная борьба. Гений ХХ века Пикассо незадолго до своей смерти рисует его портрет, а чеканщики множат его изображение в меди и латуни.  Его начали сравнивать всерьез и сопоставлять с Анри Руссо, который до той поры считался общепризнанно самым значительным из художников- примитивистов сегодня.

Последние годы жизни художник провел в одиночестве, теряя душевные и физические силы. Он умер в Тифлисе в 1918 году, заболев и три дня пролежав в холодном подвале, который служил ему жильем. Место его могилы до сих пор неизвестно.

Как ни удивительна была жизнь Нико Пиросмани, его посмертная судьба, судьба его искусства, оказалась фантастической. Сегодня он известен всему миру. Его произведения бережно хранятся  в крупных музеях.  Его выставки с триумфом объезжают европейские столицы. О нем слагают стихи и поэмы, пишут рассказы, повести и очерки. Ему посвящают спектакли и кинофильмы. Он – Гений ХХ века.  Его живопись нетленна.

Издания, представленные на выставке:

1. Зданевич, Кирилл Михайлович. Нико Пиросманишвили / К. М. Зданевич. - Москва: Искусство, 1964. - 128 с.: ил.

2. Канделаки, Римма Евгеньевна. Бродил художник по городу: Повести / Р. Е. Канделаки; ответственный редактор Э. М. Лемперт. - Москва: Детская литература, 1979. - 256 с.: ил.

3. Кузнецов, Эраст Давыдович. Пиросмани / Э. Кузнецов. - 2-е издание, исправленное и дополненное.Москва: Искусство, 1975. - 168 с.: ил.; 20 см. - (Жизнь в искусстве).

4. Нико Пиросмани: Альбом / автор-составитель Ш. Амиранашвили. - Москва: Советский художник, 1967. - 120 с.: цв. ил.

5. Нико Пиросмани 1862-1918 / автор Эраст Кузнецов; составитель Кетеван Багратишвили ; художник Геннадий Губанов. - Ленинград: Аврора, 1984. - 327 с.: цв. ил.

6. Нико Пиросманишвили, 1862-1918: Каталог выставки / Государственный музей искусства народов Востока; составитель С. М. Хромченко; автор вступительной статьи Т. Е. Саникидзе. - Москва: Советский художник, 1986. – 71 с: цв. ил.

7. Пиросмани: Избранные произведения / составитель Э. Д. Кузнецов ; перевод с английского Е. Я. Бессмертной. - Москва: Советский художник, 1986. – 150 с: ил.

8. Niko Pirosmani 1862-1918: альбом / автор Э. Д. Кузнецов; составитель К. Д. Багратишвили ; перевод с русского: Ф. Табо, Д. Даббади. - Ленинград: Аврора, 1982. - 328 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству