«Автор символа мира»

С 25 октября в читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Автор символа мира», посвященная 140-летию со дня рождения испанского художника Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо – выдающийся французский художник испанского происхождения, живописец, рисовальщик, гравер, скульптор, керамист, писатель.

Пабло Пикассо занимает свое достойное место среди самых прославленных художников прошлого столетия. Его манера – уникальная и разноплановая, спутать ее нельзя ни с чьей другой. Именно Пикассо идейный вдохновитель и создатель кубизма. После него осталось колоссальное наследие в виде рисунков, керамики и скульптур.

Родился Пикассо 25 октября 1881 года в маленьком испанском городке Малага в семье художника и учителя рисования, ставшего и его первым учителем. Учился художник сначала немного в Испании, а затем уже во Франции. И уже с 1901 года, с первой персональной выставки, становится центральной фигурой в западном художественном мире.

С 1901 года по 1907 годы творчество Пикассо разделяется на два периода: «голубой» и «розовый». Картины, посвященные нищим, странствующим актерам, бродягам - людям обездоленным, выражают настроение усталости и обреченности. Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко; «Свидание». С 1905, хотя темы и остаются прежними, колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение – лиричнее, «Девочке на шаре». Полотном «Авиньонские девушки» Пикассо отметил рождение кубизма. Период этот длился до 20-х годов. В картине «Три женщины у источника» он вновь обращается к реалистическим формам. С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм. «Мать и дитя», «Портрет сына Поля» являются характерными произведениями того времени.

Пикассо жил в Париже и уже пользовался европейской известностью, когда его личная судьба слилась с судьбой его родины - Испании. 26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был сравнен с землей фашистской бомбардировкой, и несколько тысяч людей были погребены под его развалинами. Событие это потрясло Пикассо. По заказу почетного директора Прадо - главного музея Испании, он создал роспись для испанского павильона международной выставки в Париже, назвав ее «Герника». Это панно стало главным событием международной выставки. Громадная композиция (28кв.м.), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих "Герник". Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой". Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма.

Годы войны и оккупации Пикассо прожил в Париже, отказавшись эмигрировать в Америку, ибо считал Францию своей второй родиной. Он помогал участникам движения Сопротивления. В 50-е - 70-е годы Пикассо работает в разных видах искусства и в разных жанрах, в самых различных техниках: картины, скульптуры, монументальные росписи, керамика, рисунки, иллюстрации, литографии, офорты, - трудно назвать область, в которой он не проявил бы себя за последнее 20-е его долгой, творческой жизни. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого «Голубя мира», которого узнала и полюбила вся планета, и который стал символом борьбы человечества с войной. Как участник Международного движения в защиту мира, он делает литографические эстампы плакатного характера на самые волнующие темы современности.

В 1970 году, в Барселоне открывается музей, который назвали в честь Пикассо. Творческое наследие художника состоит из восьмидесяти тысяч полотен, свыше тысяч скульптур, бесчисленного количества рисунков, коллажей, эстампов.

8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось.

Литература, представленная на выставке:

1.Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. - Москва : АСТ ; Санкт -Петербург : Полигон, 2006. - 239 с. : цв.ил.

2.Галлуци, Ф. Пикассо / Ф. Галлуци. - М. : Белый город, 1998. - 63 с. : цв.ил.

3.Гентфюрер-Триер, Анна. Кубизм / А. Гентфюрер-Триер. - М. : TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2005. - 96 с. : цв.ил.

4.Диккинс, Рози. Современное искусство / Р. Диккинс пер. с англ. - М. : Росмэн, 2006.

5.Искусство : Иллюстрированная энциклопедия / Сост. А. Дылейко. - М. : Белфакс, 2002. - 336 с. : ил.

6.Камминг, Роберт. Художники : Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; Гл. ред. Е. Мирская; Пер. с англ. А. Богдановский. - Лондон ; Нью-Йорк ; Сидней ; Дели ; Париж ; Мюнхен ; Москва : Дорлинг Киндерсли; Слово/Slovo, 2000. - 112 с. : ил.

7.Кашекова, Ирина Эмильевна. От античности до модерна : Стили в художественной культуре / И.Э. Кашекова. - Москва : Просвещение, 2000. - 144 с.: ил.

8.Костеневич, Альберт Григорьевич. От Моне до Пикассо : Фр. живопись второй половины XIX - нач. XX вв. в Эрмитаже: [Альбом-каталог] / А. Г. Костеневич ; Государственный Эрмитаж (Ленинград). - Ленинград : Аврора, 1989. - 523 с. : ил., цв. ил.

9.Пикассо и окрестности : Сборник статей / М. А. Бусев. - М. : Прогресс-Традиция., 2006. - 296 с. : цв.ил

10.Пикассо в Барселоне: Живопись, графика: Каталог выставки. : [Пер. с исп. ] / пер. А. И. Ильф. - Москва : Советский художник, 1988. - 111 с. : цв. ил

11.Подоксик, А. С. Пикассо Вечный поиск. : Произведения художника из музеев Советского Союза. / А. С. Подоксик. - Л. : Аврора, 1989. - 189 с. : цв.ил.

12.Шевалье, Дени

Пикассо голубой и розовый периоды / Дени Шевалье. - М. : Слово, 1995. - 95 с. : цв.ил.

13.Энциклопедия мировой живописи / Е.В.Иванова. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 496 с : цв.ил., портр.

 

Отдел литературы по искусству