«Академик русского портрета»

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернул книжную выставку, посвящённую 175-летию со дня рождения выдающегося русского художника Ильи Репина.

Родился будущий художник Илья Ефимович Репин 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, получил с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.

Вся репинская жизнь, в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд – провинциального иконописца – в Петербург, счастьем – сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в своё законное первенство осталось в нём навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера.

Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».

Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили.

В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять-двенадцать лет Репин создаёт большинство своих наиболее известных произведений, таких как «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создаётся впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.

В характеристиках привилегированной части толпы – мещан, купцов, кулаков и помещиков – отчётливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах – выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ, посвящённых революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своём желании писать картины «из самой животрепещущей жизни».

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создаёт замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси д’Аржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных («Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же); ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.

Репин проявил себя и как высокоодарённый педагог. Был профессором – руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников – Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал частные уроки В. А. Серову.

Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства.

Умер Репин в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. 

Литература, представленная на выставке:

  1. 50 великих русских художников. / М.: 2008. – 303 с.
  2. Атлас мировой живописи. / М.: 2009. – 368 с.
  3. Ванслов В. В. Что такое искусство / М.: Изобраз. искусство, 1989. – 328 с.
  4. Дмитриева Н. Краткая история искусств / М.: 2000. – 623 с.
  5. Императорская Академия художеств / М.: 1997. – 343 с.
  6. Ионина Н. А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2002. – 512 с.
  7. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 360 с.
  8. Пейзаж в русской живописи / В. М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008. – 128 с.
  9. Русские художники от «А» до «Я». – М.: Слово, 1996. – 216 с.
  10. Русское искусство. Детская энциклопедия / автор Г. Ветрова / М.: 2002. – 64 с.
  11. Шедевры русского искусства / сост. М. В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с.
  12. Энциклопедия русской живописи / под ред. Т. В. Калашниковой – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 351 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы