«Золотые уста чеченцев»

18 августа 2021 года в рамках «Золотые уста дагестанской литературы» на площадке Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прозвучали произведения чеченских поэтов и писателей.

Чеченский язык относится к вайнахской группе нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. С распространением в Чечне ислама в XVI в. и по 1925 год использовалась письменность на основе арабского алфавита. Вскоре после присоединения Чечни к Российской империи изучением чеченского языка занялся лингвист и этнограф П. К. Услар, он же составил первую грамматику чеченского языка. В 1862 г. вместе с помощником Кеди Досовым они создали первый чеченский букварь. Алфавит П. К. Услара на основе кириллицы использовался с 1862 по 1910 гг. параллельно с арабской письменностью. В 1925 г. был официально утвержден алфавит на основе латиницы, составленный чеченским писателем и драматургом Х. Д. Ошаевым.

В 1938 г. лингвист-кавказовед Н. Ф. Яковлев составил чеченский кириллический алфавит, который в ходу по сей день.

Чеченская письменная поэзия, как и литература в целом, взяла свое начало из устного народного творчества, в котором столетиями зарождались философская мысль, язык, художественные образы и символы.

Обращение к фольклору было закономерным этапом в становлении национальной чеченской поэзии. Произведения о прошлом чеченского народа появились на стыке 1920—1930-х гг. В то время в чеченской литературе преобладала поэзия. Такое положение обусловлено тем, что поэтические традиции были сильны в устном народном творчестве чеченцев, в отличие от прозаических форм.

Молодая чеченская поэзия в 1920—1930 гг. обращалась в основном к крупным художественным формам. Поэты старались обобщить опыт народа в эпоху общественно-политических перемен. Они воссоздавали образы людей, живших в прошлом, боровшихся и страдавших во имя счастья народа. В лирике тех лет преобладают политические мотивы. С точки зрения литературного процесса эти произведения были новаторскими, поскольку объединили традиции народных песен и русской поэзии.

В 1930-е гг. в анналах чеченской литературы появились такие имена, как Саид Бадуев, Шамсуддин Айсханов, Нурдин Музаев, Арби Мамакаев, Магомет Мамакаев. В стихах этих поэтов декларировалась гражданская позиция лирического героя.

1950—1980-е гг. — этап застоя чеченской поэзии, в эти годы наибольшее развитие получила проза. Имена поэтов старшего поколения — М. Мамакаев, Н. Музаев, Билал Саидов, А. Мамакаев, Ахмад Сулейманов, Магомет Сулаев, Хасмагомед Эдилов и др. Некоторые из них были родоначальниками чеченской поэзии в 1920-е гг.

Лирико-философское осмысление окружающего мира стало характерной чертой произведений поэтов, пришедших в литературу в 1960—1980-е гг. Герои стихов Раисы Ахматовой, Шайхи Арсанукаева, Магомеда Кибиева, Хусейна Сатуева и др. мыслят себя не только чеченцами, но гражданами большой многонациональной страны.

В 1980-е гг. чеченская словесность начала вписываться в контекст мировой художественной литературы благодаря насыщенному психологизму, модернистской эстетике, магическому реализму. В этот период плодотворно работали Шайхи Арсанукаев, Мусбек Кибиев, Ямлихан Хасбулатов, Алвади Шайхиев, Эдуард Мамакаев, Умар Яричев, Саид Гацаев, Леча Абдулаев, Бана Гайтукаева, Адам Ахматукаев, Бувайсар Шамсудинов, Шарип Цуруев, Лула Жумалаева, Гапур Алиев, Абдул-Хамид Хатуев, Роза Талхигова, Роза Межиева и др.

Лучшие традиции чеченской поэзии продолжают молодые авторы: Мадина Ясаева, Петимат Петирова, Акроман Багаев, Исмаил Хабаев, Асет Халикова, Ася Умарова и др.

П. Муртузалиева, зав. отделом краеведческой

и национальной литературы