«Мукаддима» Ибн Хальдуна

10 января в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась встреча философско-интеллектуального клуба «Эпохе», посвящённая работе «Мукаддима» Ибн Хальдуна.

Руководитель клуба «Эпохе», историк Абдулгамид Курбанов поздравил присутствующих с Новым годом и пожелал всех благ. Далее им были оглашены правила и тема заседания. Он представил докладчика, заместителя руководителя «Эпохе», студента Дагестанского государственного университета Руслана Аккаева. Доклад был составлен по переводу работы с примечаниями директора Института философии РАН А. В. Смирнова.

Ибн Хальдун происходит из знатной высокообразованной семьи, игравшей в IX–XI веках важную роль в политической и культурной жизни мусульманской Испании, а с XIII века – Туниса. В 1349–1375 годах он занимал различные посты (от секретаря до вазира) при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Беджаи (ныне Бужи), а также неоднократно выполнял их дипломатические поручения в христианской и мусульманской Испании и Северной Африке. В 1375 году Ибн Хальдун отошёл от политической деятельности и поселился в крепости Калаат-Ибн-Салама в Алжире; сформулировал оригинальный взгляд на исторический процесс. В 1379 году Ибн Хальдун вернулся в Тунис, однако в 1382 году был вынужден выехать в Египет из-за неприятия его идейно-политических и философских взглядов тунисскими учёными кругами. В Каире он продолжил свою научно-литературную деятельность под покровительством мамлюкских султанов, служил в качестве мусульманского судьи (кади) и преподавал в университете аль-Азхар и медресе аль-Камхия и аз-Захирия. В1400 году, посетив Сирию в свите мамлюкского султана Фараджа, вёл переговоры с Тимуром, осадившим Дамаск.

В своём главном сочинении «Книга поучительных примеров…» («Китаб аль-ибар…») Ибн Хальдун сформулировал учение о развитии общества. В теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») он впервые в арабо-мусульманской философии обосновал необходимость самостоятельной науки об обществе (арабский – ильм аль-умран), которая служила бы методологической основой для осознания сущности исторической и политической деятельности, а также изложил задачи и разработал методику и общие принципы исторического исследования.

Первая часть первой книги трёхтомного труда Ибн Хальдуна называется «Китаб аль-ибар» («Книга наставлений и воспитания»). Ведь труды данного философа актуальны и сегодня.

Руслан Аккаев блестяще изучил данное учение и ввёл всех в курс работы данного неоцененного философа. Ему удалось раскрыть анализ причин подъёма и упадка стран и народов в работе философа. Был сделан вывод: чего стоило мусульманам трагическое недопонимание Ибн Хальдуна.

После доклада было осуществлено обсуждение изложений политико-экономических, социально-философских воззрений и суждений Ибн Хальдуна о культуре человечества. Кроме того, обсуждались изложенные автором ценные сведения об особенностях хозяйствования кочевых племён, их взаимоотношениях с оседлыми народами и историко-географические данные о тюркских племенах, проживавших на территориях современного Казахстана и Узбекистана.

В завершение заседания участники клуба получили возможность задать вопрос докладчику и выразить свою точку зрения.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ