Литклуб «Верба»: беседа о стихосложении

Первой темой очередной встречи литературного клуба «Верба» стало традиционное чтение вслух стихов и прозы – как своих, так и чужих. В числе поэтов, стихи которых прозвучали на вечере, вербовцы вспомнили Владимира Высоцкого. Любимыми произведениями его авторства оказались «Я не люблю» и «На братских могилах».

Далее состоялось обсуждение подборки стихов, предоставленных участником «Вербы», поэтом Ахмедом Абдулаевым, победителем всероссийского литературного конкурса «Мцыри». По возвращении из Москвы, где проходил финал конкурса, Ахмед стал гостем передачи «Вдохновение», которую ведёт поэт и тележурналист Хамис Шамилова.

VITA ACTIVA

Шелестеть листвою крон вчерашних,

Ворошить промокшее бельё,

Гнать с потоком лодки из бумажек,

Бушевать невидимым дождём.

Биться о борта, трепать причёски.

Кровлю посылать на все мосты.

В этой беспорядочной повозке

Явно кто-то лишний, но не ты.

Суетливо ждать движенья тени,

Шороха хоть чьей-нибудь ступни.

Стука в дверь, чтоб этого хотели,

Даже пробираясь через сны.

Быть самим собой, втираясь в рамы.

Шторой обозначить силуэт,

Что когда-то был бесценным самым.

Опуститься вздохом на паркет.

Повторять всё то, что только выйдет,

Ветром разбавляя крепость слов.

Затихать, когда никто не видит.

Возвращаться с новой силой вновь.

                                                  (Ахмед Абдулаев)

Почти всеми было отмечено разнообразие поднимаемых в стихах тем, а также то, что автор растёт как поэт, его новые стихи по сравнению с прежними качественно выше по форме и богаче идейным и метафорическим содержанием. В то же время были высказаны и замечания, в частности были подняты вопросы об уместности использования автором некоторых образных выражений, о завершённости образов.

Третья тема обсуждения была посвящена правилам стихосложения. Докладчик, поэт и учитель года 2017 Марина Гаджиева начала с опроса аудитории, как они понимают понятие «стихотворение». В частности, достаточно ли наличия рифмы и ритма, чтобы считать произведение стихотворением, и вообще необходимы ли ритм и рифма, чтобы произведение было таковым.

Марина напомнила вербовцам об основных принципах трёх систем стихосложения: силлабической, тонической и силлаботонической.

Силлабическая – система стихосложения, в которой ритмичность создаётся повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; рифма является обязательной. Фиксируется число слогов.

ОПИСАНИЕ ГРОЗЫ, БЫВШИЯ В ГААГЕ

(фрагмент)

С одной страны гром,

С другой страны гром,

Смутно в воздухе!

Ужасно в ухе!

Набегли тучи,

Воду несучи,

Небо закрыли,

В страх помутили!

<...>

                                                                      (Василий Тредиаковский. 1726 или 1727 г.)

Тоническая – система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Фиксируется число ударений.

ХОРОШО

(Поэма. 1927 г. Фрагмент)

Вьётся

                     улица-змея.

Дома –

                        вдоль змеи.

Улица –

                  моя.

Дома –

                   мои.

                                                                    (Владимир Маяковский)

Силлабо-тоническая – система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках. Фиксируется число слогов и количество ударных позиций.

МЦЫРИ

(Поэма. 1839 г. Фрагмент)

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? – Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

                                                  (Михаил Лермонтов)

Было подробно рассказано о двусложных (хорей и ямб) и трёхсложных (дактиль, анапест и амфибрахий) стихотворных размерах.

Размышляли вербовцы и над тем, можно ли назвать стихотворением, например, такое произведение.

НИЩИЙ

(Стихотворения в прозе. 1878–1882. Одно из произведений цикла)

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

(Иван Тургенев)

На следующей встрече «Вербы», которая состоится ориентировочно 17 февраля 2018 г., решено продолжить беседу о теории литературы, в частности о стихосложении, и затронуть тему прозы.

Отдел литературы по искусству