«Задушевные пейзажи»

Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 175-летию со дня рождения русского художника Василия Поленова.

Будущий талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в 1844 году в многодетной и просвещённой дворянской семье. Именно окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние, сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив возможность отражать свои чувства на полотне. Его отец Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Талант художника сформировался благодаря его бабушке, которая прививала ему любовь к искусству и русской природе.

С начала 1859 года Поленов становится учеником мастера П. Чистякова. Чистяков часто говорил о необыкновенном таланте Поленова, его замечательном умении составлять тона так, что сам Чистяков не смог бы.

В 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета.

Вскоре Поленов становится постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем на время оставляет университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году оканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. С января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.

Поленов был разносторонне одарённым и широко образованным человеком. В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» – большую золотую медаль. 

Художник посетил в 1872—1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств. Ещё не выработавший свой стиль Поленов получает массу впечатлений от посещения Европы и, сделав множество этюдов и зарисовок, окончательно склоняется к пейзажному жанру.

В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый «Московский дворик». Последующие работы Поленова – «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879), этюды 1881—1882 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, – упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов.

Пейзажи – лучшее в его наследии. Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел – хочет продолжить дело А. А. Иванова: «...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.

В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину – «Христос и грешница». Вслед за ней появляются «На Генисаретском (Тивериадском) озере» (1888), «Мечты (На горе)» (1890—1900-е) и ещё десятки работ серии «Из жизни Христа» (1899—1909). В своём интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. 

Поленов очень любил лето, длинные июльские дни он называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни. Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.

Литература, представленная на выставке:

1. Энциклопедия русской живописи / под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 351 с.

2. Пейзаж в русской живописи / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008. – 128 с.

3. Русские художники от «А» до «Я». – М.: СЛОВО, 1996. – 216 с.

4. 50 великих русских художников / М.: 2008. – 303 с.

5. Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2002. – 512 с.

6. Дмитриева Н. Краткая история искусств / М.: 2000. – 623 с.

7. Императорская академия художеств / М.: 1997. – 343 с.

8. Русское искусство. Детская энциклопедия / автор Ветрова Г. – М.: 2002. – 64 с.

9. Атлас мировой живописи / М.: 2009. – 368 с.

10. Ванслов В.В. Что такое искусство / М.: Изобраз. искусство, 1989. – 328 с.

11. Шедевры русского искусства / сост. М.В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с.

12. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 360 с.

13. Искусство. Энциклопедический словарь школьника / сост. П. Кошель. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 446 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы