«Странствующий виртуоз»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Странствующий виртуоз», посвящённая 190-летию со дня рождения русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений.

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай – одарённый пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая – камерной певицей.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога.В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повёз ученика в Париж для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда – в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена– того самого, у которого занимался Михаил Глинка.

Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. 

В 1849 году Рубинштейн вернулся в Петербург.

С этого времени Рубинштейн начал строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочинял, его оперы ставили на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женился на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885—1886 годах во всех европейских столицах – Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), – сделали его мировой знаменитостью. 

Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с «Могучей кучкой» – композиторами, которые представляли в русской музыке «почвенное» направление – иногда приобретали характер острого противостояния.

Рубинштейн оставил огромное количество сочинений, среди которых – 14 светских и четыре духовные оперы, шесть симфоний, несколько увертюр и симфонических поэм, пять фортепианных концертов, масса камерной инструментальной музыки, песен и романсов.

Несмотря на отдельные несомненные удачи – оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» – не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом качества его музыки.

Композитор Антон Рубинштейн умер в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.

Список литературы:

1. Алексеев, А. Антон Рубинштейн [Текст] / А. Алексеев.– М.; Л.: Музгиз, 1945. – 46 с.

2. Баренбойм, Лев Аронович. Николай Григорьевич Рубинштейн [Текст]: История жизни и деятельности / Л. А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1982. – 160 с.

3. Баренбойм, Л. А. А. Г. Рубинштейн [Текст]: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т.1: 1829—1867 / Л. А. Баренбойм. – Л.: Музиздат, 1957. – 454 с.

4. Демон А.Г. Рубинштейна [Текст]. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1980. – 62 с.

5. Демон А.Г. Рубинштейна [Текст]. – М.: Музиздат, 1958. – 77 с.

6. На уроках Антона Рубинштейна [Текст] / сост. Л. А. Баренбойм. – М.; Л.: Музыка, 1964. – 99 с.

7. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие в трёх томах [Текст]. Т.2: Письма 1850—1871 / А. Г. Рубинштейн; сост. Л. А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1984. – 222 с.

8. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие в трёх томах [Текст]: лекции по истории фортепианной литературы. Т.3: Письма 1872—1894 / А. Г. Рубинштейн; сост. Л. А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1986. – 279 с.

9. Рубинштейн, А. Г. Избранные письма [Текст] / А. Г. Рубинштейн. – М.: Музиздат, 1954. – 101 с.

10. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие в трёх томах [Текст]: статьи. Книги. Докладные записки. Речи. Т. 1 / А. Г. Рубинштейн; сост. Л. А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1983. – 214 с.

11. Соловцов, А. Николай Григорьевич Рубинштейн [Текст] / А. Соловцов. – М.; Л.: Музгиз, 1946. – 46 с.

12. Хопрова, Т. А.Г. Рубинштейн: 1829—1894 [Популярная монография] / Т. Хопрова. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1987. – 96 с. 

Отдел литературы по искусству