«Муза русского балета»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Муза русского балета», посвящённая 110-летию со дня рождения русской балерины Галины Сергеевны Улановой.

Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась 8 января 1910 года в семье артистов балета Мариинского театра. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших её выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.

«Это была балерина неулыбчивая, – говорил руководитель балетной труппы Кировского театра Ф. Лопухов, – лишённая даже тени кокетства, желания нравиться». А ведь балерина обязательно должна кокетливо и задорно улыбаться, так думают многие. Даже мать Улановой, стоя однажды во время спектакля дочери за кулисами, умоляюще шептала: «Галя, ну улыбнись, ради Бога, улыбнись, хоть разочек…» Но Галя не хотела улыбаться заученной улыбкой, жить придуманными чувствами. Она существовала в танце, как подсказывало ей сердце. С первых шагов по сцене Уланова жила в танце по-своему. И не потому, что была строптива или желала казаться оригинальной, а потому, что не могла выражаться иначе. Это было прекрасное «своенравие» гения.

Последние четыре года обучения в школе Уланова занималась у выдающегося педагога А. Я. Вагановой. Это была настоящая академия классического танца, причём к каждой ученице Ваганова искала индивидуальный подход, не снижая при этом требований к мастерству. То, что легко давалось балеринам виртуозного плана, не всегда подходило хрупкой Улановой. Агриппина Яковлевна чутко прислушивалась к органике своей не похожей ни на кого ученицы: «Тонкая, хрупкая, неземное создание…» – писала Ваганова впоследствии.

Её дебют в качестве профессиональной танцовщицы состоялся 21 октября 1928 года – в «Спящей красавице» Уланова танцевала партию Флорины. Выступление в «Лебедином озере» принесло ей уже настоящую известность. Её сравнивали с молодой, но уже знаменитой в то время Мариной Семёновой, отмечая в исполнении такую же чистоту и строгость школы и указывая на особенности – «какая-то особая увлекающая скромность жеста».

Уланова была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Бахчисарайский фонтан (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949) и т. д.

«В Ленинграде я привыкла к довольно строгой, сдержанной манере танца. Московская школа танцев – более свободная, раскрепощённая, что ли, эмоционально открытая, – говорила Уланова. – Здесь и сцена больше, требующая большего размаха. Мне нужно было понять и освоить этот стиль, и я пошла не в женский, а в мужской класс Мессерера. Этот класс помог мне обрести большую полётность и широту танца».

В Москве Уланова станцевала одну из лучших своих партий в «Золушке».

16 мая 1928 года Уланова на сцене Ленинградского театра оперы и балета танцевала свой выпускной спектакль – «Шопениану» М. Фокина. Все присутствовавшие в зале знали, что этот спектакль – начало артистического пути юной балерины.

29 декабря 1960 года Уланова тоже танцевала «Шопениану», и никто не знал, что это её последний спектакль. Между этими двумя «Шопенианами» – целая эпоха в истории хореографии, её золотая страница.

Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг.

Уланова ушла тайком, ушла со сцены в легенду. Но миф Улановой продолжает занимать критиков, любителей балета. Один из них писал: «Расцвет балета в XX веке в немалой степени вызван интересом современного искусства к глубинам психологии. Не потому ли величайшей балериной наших дней признана не самая виртуозная, не самая театральная, но самая чуткая к этому подспудному брожению души Уланова?».

Список литературы:

1. Бочарникова, Э. Большой театр: краткий исторический очерк / Э. Бочарникова. – М.: Московский рабочий, 1987. – 190 с.

2. Голубов, В. Танец Галины Улановой / В. Голубов. – Л.: ВТО, 1948. – 133 с.

3. Юрий Григорович [Фотоальбом] / сост. А. П. Демидов. – М.: Планета, 1987. – 272 с.

4. Кан, А. С. Дни с Улановой / А. С. Кан. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – 229 с.

5. Львов-Анохин, Б. Галина Уланова / Б. Львов-Анохин. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.

6. Львов-Анохин, Б. Галина Уланова / Б. Львов-Анохин. – М.: Знание, 1958. – 31 с.

7. Мастера музыки и балета: Герои социалистического труда / ред., сост. Л. Г. Григорьев; ред., сост. Я. М. Платек. – М.: Советский композитор, 1978. – 316 с.

8. Русский балет: Большая российская энциклопедия / ред.: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская. – М.: Согласие, 1997. – 632 с.

9. Трускиновская, Д. М. 100 великих мастеров балета / Д. М. Трускиновская. – М.: Вече, 2010. – 432 с.

10. Худеков, Сергей Николаевич. Всеобщая история танца: научное издание / С. Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.

11. Чернова, Н. От Гельцер до Улановой / Н. Чернова. – М.: Искусство, 1979. – 210 с.

Отдел литературы по искусству