«Классик среди романтиков»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Классик среди романтиков», посвященная 210-летию со дня рождения немецкого композитора Феликса Мендельсона.

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди – выдающийся композитор, автор знаменитого «Свадебного марша», который также прославился как пианист, вокалист, преподаватель и дирижер. Он считается крупнейшим представителем романтического направления в классической музыке. Кроме того, Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию и стал первым ее руководителем.

Кроме склонности к музыке, Мендельсон любил рисовать. Он прекрасно владел карандашом и акварелью, свои письма к друзьям и родным он нередко снабжал рисунками и юмористическими заметками, что свидетельствовало об остроте его ума и веселом нраве.

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в состоятельной и влиятельной семье еврейского банкира. Его отцом был Авраам Мендельсон, а дедом Моисей Мендельсон, основоположник движения еврейского Просвещения, философ и проповедник идеи веротерпимости. Спустя пару лет после рождения мальчика его семья обратилась в лютеранство, после этого события к главному семейному имени добавилось второе – Бартольди. С малых лет Феликс воспитывался в благоприятной обстановке, способствующей просвещению, созданной для детей их любящими родителями. Он получил отличное разностороннее образование, имел возможность общаться со знаменитыми представителями интеллигенции, в доме частенько гостили выдающийся философ современности Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.

 На творческое становление Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Гете и с драмами Шекспира. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры.

Наиболее широкое распространение получили фортепианные сочинения Мендельсона, изданные им под своеобразным заглавием «Песни без слов». В этих пьесах рояль впервые выступил, как поющий мелодический инструмент. Общее количество произведений Мендельсона весьма велико. Им написано пять симфоний (из них самые удачные «Шотландская» и «Итальянская»).Оратории «Павел» и «Илья», увертюра «Сон в летнюю ночь», большое количество хороших сочинений и камерных ансамблей, много песен, фортепианных пьес.

 Мендельсон был разносторонне одаренным и очень начитанным человеком. Его письма блещут остроумием и наблюдательностью. Он также был, не в пример большинству музыкантов того времени, отличным знатоком и ценителем старинной музыки. Одной из его крупнейших исторических заслуг является то, что он деятельно возрождал и пропагандировал музыку Иоганна Себастиана Баха, впервые после многих десятилетий полного ее забвения.

 Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано.
 Композитор стал основателем Лейпцигской школы, отличавшейся ориентацией на классические образцы.

 Став руководителем знаменитого Лейпцигского Гевандхауза (1835–1847), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Вебера, Берлиоза, Шумана (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 г. он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию – ныне Музыкальная академия им. Мендельсона.

В 1841 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV вызывает Мендельсона в Берлин, которому по его задумке была уготована честь стать главным музыкальным центром всей Германии. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Мендельсон решительно берется за дело, но его деятельность натыкается на такой яростный отпор со стороны берлинской творческой интеллигенции, что он оставляет попытки и покидает Берлин.

 Мендельсон прожил всего 38 лет, но оставил огромное творческое наследие.

При жизни репутация композитора была очень высока. Его уважали коллеги и ученики. Однако, после смерти Мендельсона на все его творчество с резкой критикой обрушился Рихард Вагнер, который называл произведения музыканта «бессмысленным бренчанием». Он порицает его за бессмысленное копирование великих классиков, а претензии на гениальность связывает с его еврейским происхождением. Впрочем, современники не раз отмечали, что Вагнер был не вполне искренним в своих нападках, а его истинное мнение часто расходилось с его напыщенными словами.

Известный композитор и музыкальный критик Шуман назвал Мендельсона «Моцартом девятнадцатого столетия», а П.И. Чайковский очень высоко оценил его композиторские способности. С этим трудно не согласиться, автор знаменитых «Песен без слов», «Свадебного марша» и многих других ярких произведений известен по всему миру, и ежегодно круг почитателей его таланта только возрастает.

Музыку Мендельсона можно встретить во многих кинолентах и мультфильмах. Режиссеры многих стран и десятилетий довольно часто обращаются к творчеству композитора.

Литература, представленная на выставке:

1.Ворбс, Г. Х. Феликс Мендельсон-Бартольди [Текст]: Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников / Г. Х. Ворбс. – Москва: Музыка, 1966. – 320 с.

2.История зарубежной музыки [Текст] : учебник для муз. вузов. – Москва: Музыка, 1984 – .

Вып. 3: С 1789 года до середины 19 века / В. Д. Конен. – 6-е изд. – 1984. – 534 с. : муз. пр.

3.Курцман, А. Феликс Мендельсон [Текст] / А. Курцман. – Москва: Музыка, 1967. – 206 с. : ил., муз. пр.

4.Мейлих, Е. Феликс Мендельсон Бартольди [Текст] : 1809–1847. Краткий очерк жизни и творчества / Популярная монография. – Ленинград: Музыка, 1973. – 104 с.: ил.

5.Мендельсон, Феликс. Концерт №2. Для фортепиано с оркестром [Ноты]: Переложение для двух фортепиано / Ф. Мендельсон. – Москва: Музыка, 1955. – 46 с. : муз. пр.

6.Мендельсон, Феликс. Избранные пьесы [Ноты] : Для фортепиано. Вып.2 / Ф. Мендельсон. – Москва: Музыка, 1967. – 78 с. : муз. пр.

7.Мендельсон, Феликс. Избранные пьесы [Ноты]: Для фортепиано / Ф. Мендельсон; сост., ред. Л. Лукомский. – Москва: Музыка, 1971. – 34 с. : муз. пр.

8.Мендельсон, Феликс. Рондо каприччиозо [Ноты]: Для фортепиано / Ф. Мендельсон. – Москва: Музыка, 1973. – 15 с. : муз. пр.

9.Мендельсон, Феликс. Песни без слов для фортепиано [Ноты] / Ф. Мендельсон. – Москва: Эксмо-пресс, 2000. – 78 с. : муз. пр. ; 29 см. – (Педагогический репертуар).

10.Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: [Учеб. пособие для муз. училищ: В 5-ти вып.]. – Москва: Музыка, 1975 – . – 21 см.

Вып. 3: [Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Д. Россини, К. М. Вебер, Ф. Мендельсон–Бартольди, Р. Шуман, Ф. Шопен] / В. С. Галацкая ; ред. Е. Царева. – 6-е изд. – 1977. – 560 с. : портр., нот. ил.

11.Музыканты мира [Текст] : Биограф.сл. / Сост. М.В. Есипова, О.В. Фраенова. – Москва: БРЭ, 2001. – 527 с.

12.Письма зарубежных музыкантов. Из рус. архивов [Текст]. – Ленинград: Музыка, 1967. – 378 с.: фот.

13.Популярная история музыки [Текст] / авт-сост. Е. Г. Горбачева. – Москва: Вече, 2002. – 512 с.: ил.

14.Розова, Н. П. «Шотландская симфония» Ф. Мендельсона [Текст] / Н. П. Розова. – Ленинград: Ленинградская филармония , 1941. – 30 с.

15.Самин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д. К. Самин. – Москва: Вече, 2001. – 624 с.: ил.

16.166 биографий знаменитых композиторов [Текст]: Зарубежные композиторы. Русские композиторы. / авт., сост. Л. В. Михеева. – Санкт–Петербург: Композитор, 2000. – 208 с.: фот.

17.Творческие портреты композиторов [Текст]: Популярный справочник. – Москва: Музыка, 1989. – 444 с.: ил.  

Отдел литературы по искусству